ФЭНДОМ

История Адлера начинается с древних времен. Об этом свидетельствует многочисленные находки каменных орудий и оружия, собранные на полях совхозов. В древности на этих полях жили люди, занимавшиеся земледелием. С помощью каменных мотыжек они обрабатывали землю, выбирая для посевов только легкие песчанистые и торфяные почвы.
1095

Гостиница *Горизонт* в Адлере. Тут снималась знаменитая сцена из фильма *Бриллиантовая рука* - отель АТЛАНТИК.

Древний человек обрабатывал дерево также с помощью каменных орудий. Для этого он делал из камня тесла, топоры и другие вещи, выжигая дерево, выдалбливал в нем с помощью орудий необходимое углубление и т.д.

Кроме возделывания хлебов, древние люди занимались рыбной ловлей. Об этом свидетельствуют многочисленные находки в Имеретинской бухте грузил из камня. Для грузила человек брал гальку и выкалывал на противоположных концах небольшие углубления, куда привязывались веревки.

Так же в Адлерском районе найдены наконечники копий и стрел, изготовленных из камня, но, вероятно, основные орудия готовились из твердого и тяжелого самшита. Эти орудия не смогли сохраниться в почве за столь длительный период времени.У берегов моря найдены плоские сосуды, в виде сковородок. В таких сосудах древние люди выпаривали морскую воду для получения соли. Все это свидетельствует что древние люди занимались охотой.

В начале VI века нашей эры, те. 1300 лет тому назад, здесь на побережье возникли греческие колонии, в то время здесь жили местные жители, с которыми греки вели оживленную торговлю. Свидетелями этих колоний являются оставшиеся до последнего времени остатки храмов-базилик у мастерских совхоза “Южные культуры” и около овощного совхоза. Лучше сохранились такие базилики в селе Пиленково и в Гаграх.

Базилики были выстроены из плоских квадратных кирпичей, сложенных на известковом растворе и покрытых черепицей в виде плоских желобов. Их остатки находятся в большом количестве там, где были выстроены базилики.

При раскопках в совхозе Южные культуры» были найдены предалтарные мраморные плиты, покрытые резьбой с обеих сторон, рисунки резьбы показывают, что первоначально плиты были изготовлены не позже VI века нашей эры, они были просты и изображали только кресты. Позже, когда уровень развития народов стал выше, на них были вырезаны с обратной стороны новые рисунки, более сложные и красивые, на которых видны не только кресты, но и ветки плюща, листья клевера и розы. Толщина плит была такая, что резьбу можно было делать свободно, не опасаясь за крепость и цельность плиты.
Почти единственная книга, дающая более или менее подробное описание Черноморского побережья Кавказа начала прошлого века была написана известным швейцарцем, путешественником-географом и историком Дюбуа де Монпаре. Он в те годы объехал северные берега Черного моря, Крым и на кораблях военного флота России бывал у берегов Кавказа.

История этого города начинается со времен Кавказской войны, имевшей место в первой половине XIX века, когда на черноморском побережье для России возникла необходимость создания оборонительных сооружений. В 30-х годах на территории нынешнего города Адлера появляется массивное боеспособное укрепление, получившее гордое название “Святого Духа”. Тем не менее, это громкое имя не сохранилось в лексиконе местного населения, а земли продолжали носить историческую терминологию. На Кавказе при Александре II закончилась полувековая борьба с горцами. После продолжительного героического сопротивления русским завоевателям в горах Дагестана вождь кавказских горцев-мусульман Шамиль вынужден был сдаться русскому главнокомандующему Sкнязю Барятинскому (в 1859 г., в ауле Гуниб). Этим было закончено покорение Кавказа. В 1864 г. было закончено также покорение Западного Кавказа. Весь Кавказ был разделен на административные округа русского типа и подчинен управлению русской администрации.

Территориальными приобретениями на Кавказе, в Средней Азии и на Дальнем Востоке было закончено политическое объединение необъятной Евразийской равнины. После окончательного укрепления позиций России в этом регионе ввиду того, что многие кавказские народы покинули свои родные земли, начинается интенсивное переселение населения из средней полосы России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, а также здесь появляются крупные диаспоры армян, греков и грузин. О тех народах, которые пришли сюда на постоянное место жительства, немногозначно свидетельствуют сохранившиеся названия поселений в этих краях, такие как Эсто-Садок, Орел-Изумруд, Казачий брод. Кроме этого, многонациональность Адлерского района говорит сама за себя.

Адлер стал городом ссылок для нежелательных деятелей культуры, военных “преступников” и всех замешанных в восстаниях декабристов. Одной из важных личностей, репрессированных и высланных из центра России, был Александр Бестужев-Марлинский. Этот писатель известен не только своими романтическими произведениями, но и личной дружбой с А.С. Грибоедовым и А.С. Пушкиным. Осужденный за участие в известном восстании декабря 1825 года, он был направлен на службу в армию, воевавшую на Кавказе. В 1937 году ему было суждено погибнуть при высадке десанта в бою, однако тело его так и не было обнаружено, что повлекло за собой возникновение различных слухов и легенд, связанных с именем Бестужева. Память о нём была укреплена созданием небольшого гипсового бюста в начале XX века, а уже в 1957 году был открыт и современный памятник по идее местных жителей. Это было как раз то время, когда в поселке Адлер не осталось значительного населения, да и соседние горские народы отправились, ведомые турецкими военачальниками, в неизведанные края, где были обречены только на страдания и бедствия.

К концу XIX века на территории современного Адлера проживало чуть больше ста двадцати человек, национальный состав которых сформировался из русских, украинцев, белорусов и молдаван. Это были официально зарегистрированные группы, однако существовало и достаточное число людей, считавшихся иностранными подданными и проживавших здесь временно. Культурная жизнь небольшого поселка была представлена лишь деревенским училищем с одним классом обучения да православной церквушкой, также называвшейся Свято-Духовской. Спустя всего двадцать лет местечко изменилось до неузнаваемости. Адлер стал настоящим торговым центром, таможенным пунктом и шумным портом. Здесь уже размещались представительства крупных пароходных компаний, появилось сельское управление, функционировала больница и аптеки, многочисленные магазины, торговые лавки и развлекательные заведения; одноклассное училище переформировано в двухклассное при Министерстве народного образования. Жители Адлерского района и прилегающих территорий были заняты ведением домашнего хозяйства, у многих были порядочные земельные участки, а горный лес и морские недра служили серьезным источником пропитания. Шла интенсивная торговля лесом, поэтому и в этой отрасли требовались рабочие руки. Одним из важных моментов в развитии Адлера как курорта стало появление в этот период нескольких гостиниц.

Сам город невелик по площади, и обойти его можно за час-полтора – и то без особой спешки. Поселок Кудепста дает начало Адлеру вместе с курортным городком, где находится большинство местных баз размещения – гостиниц и пансионатов, коттеджей и частных отелей. Инфраструктура города обеспечивает превосходный отдых и доступность – развлекательные учреждения, магазины и рынки, аэропорт и железнодорожный вокзал. Особого внимания заслуживает местный дельфинарий. Заканчивается городская черта недалеко от границы в районе рынка Казачьего (название которому также дали переселенцы).

1866 год принес волну переселенцев, согласно указу “о заселении местности к югу от Туапсе до границы с Абхазией”. Родоначальником современной истории Адлера стала наиболее многочисленная на тот момент группа переселенцев из Каменец-Подольской губернии. Пара десятков дворов переселилась из верхнего течения Мзымты на побережье Черного моря, где и стала основным первоначальным населением. Благоприятные условия для ведения сельского хозяйства, виноградарства и садоводства давали свои плоды, а леса изобиловали дичью.

Заболоченная Имеретинская долина стала убежищем для малярийного комара анофелеса, тучами оседавший на любого заблудшего путника. Поэтому и получила название эта местность “Долина смерти” - здесь был один из мощнейших источников лихорадки. Тем не менее, многолетними усилиями в тесном сотрудничестве с медицинскими службами удалось добиться того, что опасный и неблагоприятный для здоровья регион стал местом массового оздоровления и отдыха, а о болотной лихорадке можно прочесть разве что в учебниках истории.

UPD

Основание форта святого духа (Адлер)

В 1820 после окончания русско-турецкой войны 1828-1829 гг. по Адрианопольскому мирному договору территория Черноморского побережья Кавказа, от устья реки Кубань до форта Св. Николая (южнее Поти) отошла России.

В ходе Кавказской войны в тридцатых годах 19 столетия была создана Черноморская береговая линия, состоявшая из систем береговых укреплений (фортов), предназначенных для охраны границ России.

Форт Святого Духа (Адлер) был одним из первых береговых укреплений этой линии.

Русский офицер, поручик Генерального штаба Ф. Ф. Торнау, проводящий разведку долины р. Мзымты в 1835 г., рекомендовал для занятия русским десантом мыс Адлер, как один из самых важных стратегических пунктов побережья.

6 июня 1837 г. Черноморская эскадра под командованием контр-адмирала Эсмонта в составе 11 судов разного ранга прибыла к месту для высадки десанта (к северу от устья реки Мзымты) и выстроились вдоль берега в боевую линию протяжённостью 3,5 км. В это же день состоялась высадка десанта, который состоял из 8 рот Грузинского, 6 рот Тифлисского, 6 рот Мингрельского полков, роты Кавказкого сапёрного батальона, отрядов милиции от грузинского, имеретинского и мингрельского народов, под командованием генерала Вольховского. Во время высадки десанта в перестрелке с горцами погиб поэт-декабрист А.А. Бестужев – Марлинский.

18 июня 1837 года состоялась закладка укрепления Святого Духа. Познее укрепление было переименовано в Константиновское, в честь шефа Грузинского гренадёрного полка генерал–адмирала князя Константина.

В 1854 году в связи с начавшейся Крымской войной (1853-1856), укрепление было приведено в негодность, а его гарнизон направлен в Новороссийск для участия в боевых действиях.

В 1864 году бывшее укрепление Константиновское было восстановлено и на его месте учредили пост Адлер (из казаков).

В 1869 году возникло молдавское поселение Адлер (на основании «Положения о заселения Черноморского округа и управления оным», 1866 г.).

В 1880 году национальный состав Адлера изменялся, сюда переселились русские, украинцы, греки и другие национальности.

К 1916 году посёлок Адлер состоял из 6000 человек 37% - русские, 17,5% - греки, 12,6% - имеретины, 10,2% - молдаване , 9,6% - армяне.

В это время Адлер играл роль торгового и промышленного центра для окружающих селений.