ФЭНДОМ

Базилика (от греч. Βασιλική, βασιλείοσ στοά — царский портик, лат. — basilica) — крытое общественное сооружение. В римской архитектуре базилики служили для больших собраний, рынков, помещений суда, а также зданий для дворцовых аудиенций.

Впервые термин базилика для обозначения здания церкви, видимо, был использован Евсевием Кессарийским. После этого термин стал общеупотребительным. Церковь базиликального типа характеризуется продолговатым планом, состоящим из наоса, в составе которого находится несколько нефов, и заканчивающимся на востоке приподнятой платформой алтаря. Однако базиликами назывались также круглые или октогональные сооружения (Ротонда Салоники, Сан Витале Равенна).

В отличии от собора, который может быть только один в городе, поскольку является епархией высшего духовного сана, базилик может быть несколько.

Крыша базилик была перекрыта либо стропильным перекрытием (на западе) или каменными сводами (на востоке). Центральный неф использовался для процессий духовенства, а миряне занимали боковые нефы и галереи, если последние существовали. Базилика была наиболее распространенным церковным зданием доVI века.

Начиная сVI века базилики перестали строить, заменив их купольными сооружениями, которые собственно и являются церковными зданиями, лучше приспособленными для богослужения. Начиная с IX века происходит возрождение базилик в Греции и на Балканах. Однако в некоторых регионах империи базилики продолжают функционировать вплоть до XIII века. Маленькие однонефные базилики строили вплоть до гибели Византийской империи.

Пожалуй, самая известная базилика - парижская Сакре-Кёр.

Ясак