ФЭНДОМ

Вишерский заповедник вид
Вишерский заповедник — один из крупнейших природных заповедников Европы. Он расположен в труднодоступном районе Северного Урала . Старейшие горы Евразии сохранились здесь в виде величественных хребтов высотой 1—1,5 тыс.м, разделенных широкими лесистыми долинами.

Вишерский заповедник Водопад
Природа Вишерского заповедника неповторима. Ведь здесь — на крайнем северо-востоке Прикамья соединяются Север и Юг, Европа и Азия — части света, различные по природно-климатическим условиям. Удаленность заповедных земель от промышленных центров и их относительная труднодоступность способствовали сохранению больших участков природы Северного Урала в их естественном, первозданном состоянии. Здесь произрастают коренные типы лесов, на почве и в воздухе нет признаков загрязнения, реки сохранили кристально чистую воду.
Вишерский заповедник река
Здесь, в Вишерском заповеднике, в самой северной точке Пермского края, на стыке Европы и Азии неприметным ручейком рождается Вишера — главная река заповедника. Питаясь чистыми водами десятков горных ручьев, она быстро набирает мощь и пересекает охраняемую территорию с севера на юг на протяжении 130 км.

Попасть в заповедник можно на вертолете, пешком или по реке. Водным путем можно подняться в верховья рек только на лодках-северянках с высоким транцем, так как реки изобилуют протяженными очень мелкими перекатами, прохождение которых на обычных моторных лодках невозможно. Автомобильных дорог и проходимых участков нет совсем.

Северный и восточный районы Вишерского заповедника.

Вишерский заповедник трава

В северных и восточных районах Вишерского заповедника преобладает типичный горный ландшафт. Для гор Северного Урала характерны безлесные склоны средней крутизной 25-30 градусов, покрытые каменистыми россыпями курумов. Плоские или гребневидные вершины хребтов часто бывают увенчаны причудливыми скалами — останцами, образовавшимися в процессе многовекового выветривания горных пород. Значительные перепады высот (до 1000 м) способствуют формированию разнообразной растительности в виде хорошо различающихся поясов.

Западный район заповедника (Западноуральская тайга)

Вишерский заповдник река
Для западной части заповедника характерен пониженный холмисто-увалистый рельеф уральских предгорий. Здесь лесистые холмы и невысокие горы высотой до 400 м. с пологими склонами сплошь покрытыми труднопроходимым темнохвойным лесом. Такова заповедная Парма — легендарная западноуральская тайга, овеянная таинственными, вековыми преданиями древнего народа Коми.

Под пологом вечнозеленого, тенистого, заваленного вековыми буреломами леса поднимаются в рост человека перья папоротников. На безлесных просторах сфагновых болот чернику и морошку сменяет клюква, а красочные уральские орхидеи могут расти так густо, что буквально некуда ступить. По берегам таежных рек Лопьи и Лыпьи, прорезающих заповедную Парму, шиповник, малина, смородина, жимолость часто сплетаются в труднопроходимые заросли - уремы.

Вишерский заповедник миша
В верхней Вишере и ее притоках постоянно обитают 6 видов холодолюбивых рыб, любящих каменистый грунт, быстрое течение и холодную чистую, богатую кислородом воду. Это могучий сибирский красавец — таймень, вездесущий речной голец, малоподвижные придонные рыбки обыкновенный подкаменщик и речной голец, налим и европейский хариус.

В Вишерском заповеднике (в верховьях Вишеры и ее притоках - в реках Мойва, Ниолс, Хальсория) обитает крупное нерестовое стадо европейского хариуса, насчитывающее около 100 000 особей и являющееся одним из самых продуктивных в бассейне Волги.

Вишерский заповдник сапсан
Богат и своеобразен животный мир Вишерского заповедника. Здесь выявлено 162 вида птиц, из них 19 видов занесены в Красную Книгу Пермского края; 3 вида амфибий и рептилий; около 40 видов млекопитающих.

Заповедник Вишерский славится интересными природными объектами. Каменистые ручьи и быстрые речки, сбегающие с гор, нередко образуют каскады небольших водопадов. Высота некоторых из них достигает 5 - 7 метров. В долине реки Ольховка находится месторождение горного хрусталя и его разновидности - цитрина - редкого лимонно-желтого оттенка. Интересен обширный карстовый район, объединяющий бассейны рек Лыпья, Лопья и Вишера. Он изобилует крупными подземными полостями, воронками, небольшими пещерами, сухими руслами рек, то и дело уходящих под землю.

Вишерский заповедник Олень
Труднодоступность территории и особый режим заповедника способствует сохранению на крайнем северо-востоке Прикамья пастбищ северного оленя. Оленеводство долгое время составляло основу быта местного коренного населения - народа манси, проживавшего здесь на протяжении многих столетий. Языковое наследие коренных жителей древней страны Hep отразилось в топонимике территории Верхней Вишеры. Карта заповедника
Вишерский заповедник соболь
изобилует необычными поэтическими названиями рек, горных вершин и таежных урочищ. Непривычные русскому слуху загадочные названия — Хомги-Лох-Я, Ойка-Чахль, Ху-Сойк, Мупин-Тумп и другие, связаны с бытом, вековыми традициями и священными местами аборигенов-манси — некогда могучим, загадочным, мудрым и мужественным этносом таежных охотников и оленеводов.

Вишерский заповедник в цифрах:
Вишерский заповедник Тулымский камень

1) Площадь охраняемой территории 2412 квадратных километра (241,2 тыс. га), из них: темнохвойные таежные леса — 183, 243 тыс. га (76%), безлесные горные ландшафты — 48,511 тыс. га (20%), болота — 8,789 тыс. га (3,6%), водная поверхность (реки, ручьи, озерца) — 0,657 тыс. га (0,4%).

2) По размерам охраняемой территориизаповедник «Вишерский» занимает 6 место среди 39 аналогичных ООПТ Европейской России. Он в 6,3 раза больше другого прикамского заповедника «Басеги» (0,38 тыс. км2), намного превосходит такие известные европейские государства-карлики, как Лихтенштейн (0,160 тыс. км2), Андорра (0,468 тыс. км2), Монако (1,950 тыс. км2), и практически равен Люксембургу (2,586 тыс. км2).

3) Минимальная высота охраняемой территории — урез воды р. Вишера в районе урочища 71 квартал (охранная зона) — 230, 9 м над уровнем моря. Самый высокий пункт заповедника — главная вершина хребта Лув-Нёр (Тулымский камень) — 1496,6 м. Она также является высшей точкой Пермского края.

4) Крайний северный рубеж заповедника — вершина горы Саклаимсори-Чахль (1123,1 м.). Она же является самой северной точкой Пермского края и единственным на Урале водоразделом бассейнов трех великих рек: Камы, Печоры и Оби.

5) Самая протяженная река заповедника — Вишера. Ее общая длина от истока до места впадения в Каму составляет 415 км. По охраняемой территории Вишера проходит первые 1112 км, принимая воды нескольких крупных притоков: р.р. Хальсория — 17 км, Ниолс — 26 км, Мойва (с Большой Мойвой) — 52 км, Малая Мойва — 21 км, Лопья — 28 км, Лыпья — 52 км, Велс — 112 км (из них первые 36 км по заповеднику и охранной зоне).