ФЭНДОМ

Ягендер
Гендер - социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологических, а от социальных условий (общественное разделение труда, специфические социальные функции, культурные стереотипы и т.д.).

Концепция гендера появилась в социологии не такдавно: в американской – в 70-е годы, а в России она стала особо привлекать внимание исследователей с начала 90-х годов. Можно отметить, что именно социальные трансформации конца 80-х начала 90-х годов явились главным фактором, повлиявшим в нашей стране на формирование нового направления в социальных науках, которое еще до конца не оформилось.

Общепризнанно, что пол – это биологическая характеристика человека, включающая отличительные признаки мужчин и женщин на хромосомном, анатомическом, репродуктивном и гормональном уровнях, а гендер – это социальное измерение пола, т.е. социокультурный феномен, означающий, что такое быть мужчиной или женщиной в том или ином обществе. Например, мужчина может исполнять социальную роль, которая в данном обществе традиционно считается немужской (сидеть с детьми дома и не работать), но такое поведение не делает его "менее мужчиной" в физическом аспекте. Приемлемые и неприемлемые социальные роли для мужчин и для женщин задаются самим обществом, его культурой, нормами и ценностями.

Концепция гендера складывалась в американской социологии постепенно, и в разное время в фокусе внимания социологов находились следующие аспекты:

- гендер как социальные роли мужчин и женщин,

- гендер как способ выражения отношений власти,

- гендер как система контроля за поведением мужчин и женщин,

- гендер как особый социальный институт.

Причем, большинство американских социологов рассматривают социальное положение мужчин и женщин, их социальные роли в двух плоскостях – вертикальной: в контексте власти, престижа, дохода, богатства, и горизонтальной: в контексте функций в разделении труда и институционального анализа (семья, экономика, политика, образование). Сегодня гендерные проблемы – это область междисциплинарных исследований, привлекающие внимание не только социологов, но и психологов, антропологов, историков.

Однако, если психологов в большей степени интересует проблема гендерной социализации индивида, усвоение ролей мужчины и женщины на индивидуальном уровне, а так же психологические различия мужчин и женщин (например, по таким аспектам, как агрессия, творчество, умственные способности), то социологов в большей степени интересуют проблемы социальных различий мужчин и женщин на институциональном уровне и факторы, влияющие на эти различия.

Социология гендера появляется на стыке двух ключевых вопросов:

1. Существуют ли различия (кроме физических) между мужчинами и женщинами, а если существуют, то какие?

2. Чем можно объяснить социальные различия и социальные роли мужчин и женщин – природой или воспитанием – т.е. физическими особенностями или социальными факторами?