ФЭНДОМ

Один из видов зрелищ, устраивавшихся в древнем Риме в конце эпохи республики и в эпоху империи
B53e200061383015f5f04ff23f47782f full
Polliceverso
для развлечения граждан. Эти бои произошли от культовых погребальных обрядов, связанных с жертвоприношениями. Обычай убивать людей (военнопленных или рабов) над могилой павшего предводителя дружины или знатного соплеменника, был в древности распространен повсюду. Так было у скифов, эллинов, славян, германцев, этрусков, почти у всех племен и народов. Постепенно с обычаем резать пленных и рабов, словно скот, во время похорон покончили, вместо этого их начали заставлять сражаться друг с другом. Победителю даровалась жизнь, а кровь побежденного служила жертвой покойнику.

На латыни слово "меч" произносится "гладиус" - отсюда термин "гладиатор" - "сражающийся мечом".

Первые 160 лет (с 264 по 105 г. до н.э.) гладиаторские бои в Риме устраивались исключительно на погребальных торжествах. Сначала редко, один раз в два-три года, с малым числом участников, потом все чаще и всё многолюднее. Начиная со 104 года до н.э. гладиаторские бои стали проводиться независимо от поминок по ком-то, на систематической основе. Эти кровавые "игры", тешившие самые низменные инстинкты развращенного римского плебса, длились ровно 500 лет, вплоть до 404 года н.э., когда они были окончательно запрещены вследствие настойчивых требований христианской церкви.

Гладиаторов набирали из числа военнопленных, осужденных преступников, рабов, а также свободных граждан - любителей острых ощущений, выходивших на арену по призванию, а не принуждению. В период наибольшего процветания гладиаторских боев в Римской империи насчитывались сотни тысяч гладиаторов. В некоторых играх участвовало до десяти тысяч бойцов в течение трех-четырех дней! В одной только Италии известны 99 цирков для гладиаторов, и ни один из них не пустовал больше месяца.

Средний гладиатор погибал на пятом, или шестом бою. Отдельные, особо одаренные фехтовальщики набирали до 50-и побед. Гладиаторские бои, с их "искусством красивой смерти", настолько восхищали римлян, что среди их участников постепенно стало появляться все больше и больше не то что свободных граждан-добровольцев, но даже представителей аристократии. Всех превзошел император Коммод, правивший со 180 по 192-й год н.э. До своей гибели от рук заговорщиков в возрасте 31 года, он успел провести более тысячи боев с дикими животными и с людьми! (правда, с людьми он бился деревянным оружием и не до смерти).

Гладиаторы выступали на арене парами, группами и целыми отрядами, вооруженные различными видами оружия. По роду оружия выделяли ретиариев (трезубец и сеть против щита и меча), фракийцев (шлемы с забралом, малые щиты и длинные мечи), самнитов (короткие мечи и большие щиты), галлов (копье, меч, шлем, щит), лак-веаторов (петля и дубинка) и других. Самыми искусными были димахеры, сражавшиеся двумя мечами сразу, либо выходившие на каждый следующий бой в другом вооружении. Основным видом боя был парный. Кроме того, существовали так называемые бестиарии - бойцы, сражавшиеся исключительно с животными, львами, медведями, пантерами, быками и др.

Далеко не все бои велись до смерти, но все же таковых было большинство.

Подготовка гладиаторов осуществлялась в специальных школах с крайне суровым режимом и жестокими наказаниями (вплоть до сожжения живьем). Новички начинали с упражнений деревянным оружием на столбах и вращающихся манекенах. По достижении определенного уровня они получали металлическое тренировочное оружие, более тяжелое, чем то, которым им предстояло сражаться в цирке. Важную роль в их подготовке играли упражнения с отягощениями и на развитие ловкости, массаж, специальная диета. Фехтовальная подготовка в гладиаторских школах велась по всем правилам боевого искусства. По своему уровню она даже превосходила подготовку солдат римской армии!

UPD

Игры Гладиаторов возникали из праздников, которые устраивали для скончавшегося в убеждении, что он насладится кровавой борьбой. У этруссков эта борьба была высокой честью, которая отдавала должное знаменитому покойнику; от них этот обычай перешёл к римлянам.

Онипозаимствовали это достаточно поздно, и первые гладиаторские игры были очень скромными: в 264 до н.э. на похоронах Бруту Пере, которые устроили его сыновья, билось три пары гладиаторов, в качестве арены использовался рынок для скота.

Следующее упоминание о гладиаторских играх, мы слышим только на полстолетие позже, в 215 г. до н.э. «в память М. Эмилия Лепида, дважды консула и авгура, трое сыновей его дали на Форуме погребальные игры (ludi funebres); они продолжались три дня и выступало на них двадцать две пары гладиаторов».

Данное название определяет оригинальный тип гладиаторских боёв (а также другое их название: minus - «долг», «обязанность»): они часть поминок; устраивают их в память о дорогом умершем люди к нему близкие. Только в 105 г. до н.э., они были введены в число общественных зрелищ, об устроении которых обязаны были заботиться магистры. Это не исключает, тем не менее, право индивидуумов, чтобы организовывать их как праздники.

Цезарь дал их в память его отца в 65 г. до н.э. и своей дочери Юлии - в 45 г. (эта честь была дана женщине впервые), Август в 6 г. до н.э. - В память своего зятя и одного из его наилучших помощников Агриппы.

Зрелище пришлось по вкусу, Теренций вспоминал, как на первом представление его «Свекрови», когда был слух, что будут гладиаторы, то «народ полетел, крича, толкаясь, дерясь за места». В конце республики дать блестящие гладиаторские игры - означало привлечь все сердца и голоса на выборах. В 63 г. до н.э. в консульство Цицерона и по его предложению был выполнен закон, запрещающий кандидату, который ищет звание магистрата, давать эти бои в течение двух лет, предшествующих выборам. Этот закон на магистратах уже избранных не распространялся: Цезарь, будучи эдилом, вывел 320 пар гладиаторов, но согласно словам Светония, он хотел дать ещё большее зрелище, но ему помешали: «…враги его перепугались при виде такогоколичества, набранного отовсюду, поэтому было издано постановление, определявшее число гладиаторов, превышать которое никому в Риме не разрешалось».

Императоры смотрели косо на право магистратов размещать это великолепное зрелище и поторопились ограничить его: Август в 22 г. разрешил давать их только преторам дважды в год и выводить на арену не более чем 120 человек; Тиберий или подтвердил этот указ, или даже снизил количество гладиаторов.

Клавдий отобрал это право у преторов и дал его только квесторам, за которыми оно и было закреплено Домицианом.

Кстати, Нерон, которого обвиняли все, кому не лень, в кровожадности, единственны, который попытался через Сенат провести закон о том, чтобы гладиаторы бились не до смерти.