ФЭНДОМ

378740
ГРАЖДАНСКАЯ война И ВОЕННАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ в России
- вооруженная борьба между социальными группами во главе с большевиками, пришедшими к власти в результате Октябрьской революции, и их противниками.

После выхода России из 1-й мировой войны германские и австро-венгерские войска в феврале 1918 оккупировали часть Украины, Белоруссии, Прибалтики и юга России, что привело к заключению в марте 1918 Брестского мира.

В марте 1918 англо-франко-американские войска высадились в Мурманске; в апреле - японские войска во Владивостоке; в мае начался мятеж Чехословацкого корпуса. Все это создало серьезные проблемы для новой власти. К лету 1918 на 3/4 территории страны образовались многочисленные группировки и правительства, выступавшие против советской власти. Советское правительство приступило к созданию Красной Армии и перешло к политике "военного коммунизма".

Во 2-й половине 1918 Красная Армия одержала первые победы на Восточном фронте, освободила территории Поволжья, часть Урала. После Ноябрьской революции в Германии Советское правительство аннулировало Брестский мир, были освобождены Украина и Белоруссия. Однако политика "военного коммунизма", а также "расказачивание", направленное фактически на уничтожение казачества, вызвали в различных регионах крестьянские и казачьи восстания и дали возможность руководителям антибольшевистского лагеря сформировать многочисленные армии и развернуть широкое наступление против Советской республики. На территориях, занятых белогвардейцами и интервентами, ширилось партизанское движение.

В марте - мае Красная Армия успешно отразила наступление белогвардейских сил с востока (адмирал А. В. Колчак), юга (генерал А. И. Деникин), запада (генерал Н. Н. Юденич). В результате общего контрнаступления советских войск Восточного фронта в мае - июле были заняты Урал и в последующие полгода, при активном участии партизан, - Сибирь. В апреле - августе 1919 интервенты были вынуждены эвакуировать свои войска с юга Украины, из Крыма, Баку, Ср. Азии. Войска Южного фронта разгромили армии Деникина под Орлом и Воронежем и к марту 1920 оттеснили их остатки в Крым. Осенью 1919 была окончательно разгромлена под Петроградом Армия Юденича.

В начале 1920 были заняты Север и побережье Каспийского м. Государства Антанты полностью отозвали свои войска и сняли блокаду. После окончания советско-польской войны Красная Армия нанесла ряд ударов по войскам генерала П. Н. Врангеля и изгнала их из Крыма. В 1921-22 были подавлены антибольшевистские восстания в Кронштадте, на Тамбовщине, в ряде районов Украины и др., ликвидированы оставшиеся очаги интервентов и белогвардейцев в Ср. Азии и на Дальнем Востоке (октябрь 1922).

Гражданская война принесла огромные бедствия. От голода, болезней, террора и в боях погибло (по различным данным) от 8 до 13 млн. человек, в т. ч. ок. 1 млн. бойцов Красной Армии. Эмигрировало к концу Гражданской войны до 2 млн. человек. Ущерб, нанесенный народному хозяйству, составил ок. 50 млрд. золотых рублей, промышленное производство упало до 4-20% от уровня 1913, сельскохозяйственное производство сократилось почти вдвое.

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

годы гражданской войны в РоссииПравить

Когда началась Гражданская война? Какие этапы в ней выделяются?

Мнения историков расходятся: одни относят начало войны к весне—лету 1917 г., считая июльские события в Петрограде и «корниловщину» ее первыми актами; другие склонны связывать ее с Октябрьской революцией приходом к власти большевиков.

Большинство исследователей полагают, что до лета 1918 г. говорить о Гражданской войне в точном смысле слова нельзя: названные события были лишь ее прологом, предысторией. Имеются разногласия и в определении даты окончания войны. Чаще всего ею признают 1922 г., а весь период с конца 1920 г. оценивают как время ее последних вспышек.

Выделяют четыре этапа войны:

Лето - осень 1918 г. (стадия эскалации: мятеж белочехов, десанты Антанты на Севере и в Японии, Англии, США — на Дальнем Востоке, формирование антисоветских центров в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Северном Кавказе, Дону, расстрел семьи последнего русского царя, объявление Советской республики единым военным лагерем);

осень 1918 - весна 1919 г. (стадия усиления иностранной военной интервенции: аннулирование Брестского договора, усиление красного и белого террора);

весна 1919 - весна 1920 г. (стадия военного противоборства регулярных Красной и белой армий: походы войск А. В. Колчака, А. И. Деникина, Н. Н. Юденича и их отражение, со второй половины 1919 г. — решающие успехи Красной Армии);

лето - осень 1920 г. (стадия военного поражения белых: война с Польшей, разгром П. П. Врангеля).

причины гражданской войны в РоссииПравить

В чем причины Гражданской войны? Кто виновен в ее развязывании?

Представители белого движения вину возлагали на большевиков, пытавшихся силой разрушить вековые институты частной собственности, преодолеть естественное неравенство людей, навязать обществу опасную утопию.

Большевики и их сторонники, советские историки, виновными в Гражданской воине считали свергнутые эксплуататорские классы, которые ради сохранения своих привилегии и богатств развязали кровавую бойню против трудового народа.

Сегодня историки пытаются преодолеть крайние точки зрения современников и участников событии. Многие признают, что Россия в начале XX в. нуждалась в глубоких реформах, но власть и общество проявили неспособность их своевременно и справедливо решать. Власть не желала слушать общество, общество с презрением относилось к власти. Возобладали призывы к борьбе, заглушившие робкие голоса в поддержку сотрудничества. Вина основных политических партии представляется в этом смысле очевидной: согласию они предпочли раскол и смуту.

еще о причинах гражданской войны 1918-1920 годовПравить

Если ретроспективно оценивать предпосылки и причины гражданской войны в России, то их можно свести к следующим:

1. Обострение социальных противоречий в российском обществе, которые накапливались в течение десятилетий и даже веков и предельно углубились в ходе Первой мировой войны. 2..Политика ведущих политических партий (кадетов, эсеров, меньшевиков), которые не смогли стабилизировать ситуацию после свержения самодержавия.

3. Захват власти большевиками и стремление свергнутых классов восстановить свое господство.

4. Противоречия в лагере социалистических партий, которые на выборах в Учредительное собрание получили более 80% голосов, но не сумели обеспечить согласие ценой взаимных уступок.

5. Вмешательство иностранных государств во внутренние дела России. Существенную роль в развязывании гражданской войны внесла иностранная интервенция, которая не только стала катализатором гражданской войны, но и во многом обусловила ее длительность.

6. Социально-психологический аспект гражданской войны. Насилие воспринималось как универсальный метод решения многих проблем. Россия традиционно была страной, где цена человеческой жизни всегда была ничтожно малой.

итоги гражданской войны в РоссииПравить

Каковы итоги и последствия Гражданской войны?

Военно-политическую победу одержали большевики: сопротивление белой армии было подавлено, советская власть утвердилась на всей территории страны, в том числе и в большинстве национальных регионов, были созданы условия для укрепления диктатуры пролетариата и осуществления социалистических преобразований.

Ценой этой победы стали огромные людские потери (более 15 млн человек убитыми, умершими от голода и болезней), массовая эмиграция (более 2,5 млн человек), экономическая разруха, трагедия целых социальных групп (офицерство, казачество, интеллигенция, дворянство, духовенство и др.), привыкание общества к насилию и террору, разрыв исторических и духовных традиций, раскол на красных и белых.

еще об итогах и последствиях гражданской войны в РоссииПравить

Итоги Гражданской войны в России:

· разгром всех антисоветских, антибольшевистских сил, поражение Белой армии и войск интервентов;

· сохранение, в том числе силой оружия, значительной части территории бывшей Российской империи, подавление попыток ряда национальных регионов отделиться от Республики Советов;

· свержение национальных правительств на Украине, в Белоруссии и Молдавии, на Северном Кавказе, в Закавказье (Грузии, Армении, Азербайджане), в Средней Азии, а затем в Сибири и на Дальнем Востоке, установление там советской власти. Это фактически заложило основы созданного в 1922 г. федеративного государства — СССР.

· Победа в Гражданской войне создавала геополитические, социальные и идейно-политические условия для дальнейшего укрепления большевистского режима. Она означала победу коммунистической идеологии, диктатуры пролетариата, государственной формы собственности и смела те тенденции, которые вели Россию на западный путь развитии.