ФЭНДОМ

Год основания - 1864.
Ядагом

Это место действительно уникальное. Поселок Дагомыс находится в 12 километрах от центра Сочи. Поселок находится в долине реки Дагомыс. Климат субтропический. С трех сторон окружают пологие горы. На склонах густые леса, обширные сады и чайные плантации.
Много лет назад люди заметили, что здешний климат отличается от климата других участков побережья: летом в Дагомысе чуть прохладнее, потому что воздушные потоки, возникающие из-за определенного рельефа гор, приносят сюда свежесть. Слово "Дагомыс" так и переводится с черкесского - "прохладное, тенистое место".

Происхождение слова «Дагомыс» неясно. В прошлом здесь, под прикрытием гор и непроходимых чащоб жило воинственное племя убыхов. Они отправлялись в соседние местности для грабежей и разбоев. Неудивительно, что многие соседние племена, а также заморские завоеватели направляли сюда воинов, чтобы навести порядок.
По-шапсугски «тыге» - «солнце», «мыпс» - «не светит». То есть, место, где настолько непроходимые леса, что не светит солнце и можно хорошо укрыться от непрошенных гостей. А также сделать так, чтобы непрошенные гости уже никогда не увидели солнце.
По-адыгейски «дэгъу» - «хорошо», «мэст» - «горит». Что значит: хорошо прийти к обидчикам и спалить их поселение! А будет потом светить солнце или не будет, дело десятое.
Впрочем, палили чаще убыхи. Именно они 22 марта 1840 года взяли Михайловское укрепление, когда Архип Осипов, пожертвовав своей жизнью и жизнями несчитанного количества людей, взорвал пороховой склад. Теперь на месте этого укрепления курортный поселок Архипо-Осиповка. О боевой мощи убыхов говорит то, что даже подвиг Осипова не смог изменить соотношения сил, и, в общем-то, был актом отчаяния, укрепление взяли в этот же день.
Тем не менее, противостоять регулярной русской армии горцы бесконечно не могли. Они обратились к турецкому султану с просьбой о военной помощи. Султан отвечал, что сейчас не в состоянии вести войну, но может вывезти всех желающих в Турцию. Прислал корабли. Гордые убыхи покинули родную землю и уехали. Надеялись обрести лучшую жизнь, но нация погибла. Мужчин отправили служить на передовую, женщин продали в гаремы, дети уже не знали языка.
После того как в 60-х годах ХIХ века убыхи переселились в Турцию, район Дагомыса долгое время оставался глухим, необжитым местом. Первыми поселенцами были отставные солдаты, получившие здесь земельный надел. Русское правительство выделило своим защитникам то, что непригодно для использования. Долины реки Дагомыс были заболочены, и повсюду свирепствовала малярия. Русские в этих местах не выживали, тогда правительство предложило переехать сюда армянам, которые бежали от турецкого ига. На неплодородных почвах, в условиях враждебной природной среды, люди, которым больше некуда было деваться, основали поселки и обустроили Черноморское побережье.

Здесь одна из двух чайных краснодарских фабрик. Родина русского чая находится неподалеку – в Солох-Ауле. Дорога туда ведет вверх через улицу Армавирскую. Сто лет назад сюда были привезены из Грузии семена чайных кустов. Потом пришла Советская власть, все плантации национализировали. Теперь краснодарский чай растят по всем российским субтропикам.

(обновлено)

После окончания в 1964 году Кавказской войны Россия активно приступила к освоению Черноморского побережья Кавказа. Начался этот процесс с пополнения на новых землях выходящих в отставку солдат Кавказского корпуса. В долинах рек Западный Дагомыс и Восточный Дагомыс участки предоставлялись солдатами второй, третей и четвертой рот 2-го Кавказского линейного батальона. Они так и стали называть свои поселки - Вторая Рота, Третья рота, Четвертая Рота. В 80-90 годы XIX века в эти края двинулась масса переселенцев из самых разных уголков российской империи.

Примерно в это же время на побережье стали появляться армянские поселенцы из Турции. Эти люди уже почувствовали приближение массовых репрессий против армян, которые в 1914-1915 годах вообще обернутся настоящим геноцидом. Селились армянские переселенцы тоже кучно; в горах близ Дагомыса они основали такие села, как Нор-Луйс, Нижне-Армянскую Хобзу, Верхне-Армянское Лоо.

Самые же ценные земли вблизи моря стали покупать для себя царские чиновники, министры, крупные землевладельцы и банкиры. Крупный земельный участок при впадении р. Дагомыс в море приобрела семья Его Императорского Величества, государя-императора Николая II. Здесь было основано подчинявшееся дворцу подсобное хозяйство - 2,5 тыс. гектаров земельных угодий и большая скотоводческая ферма. Для работающих здесь крестьян был построен небольшой поселок - будущий Дагомыс. К началу XX века в нем жили всего 300 человек. Управлял царским хозяйством князь Успенский. Хозяйство было рентабельным, по большей части его продукция шла на сочинский рынок, где пользовалась большим спросом. Отдыхавшие в Сочи представители столичной знати почитали за честь для себя покупать продукты, выращенные на царских угодьях. Разумеется, какая-то часть выращенных здесь овощей и фруктов отправлялась в Зимний дворец, к императорскому столу.

После революции в Дагомысе был организован плодосовхоз. Потом на склонах окрестных гор появились чайные плантации. Талантливый селекционер Иов Кошман впервые доказал, что чай можно выращивать и в русских субтропиках. Когда в 30-е годы на побережье началось бурное строительство санаториев, в Дагомысе появилась мебельная фабрика, выпускавшая мебель для новых здравниц, в том числе, прославишаяся созданием стола переговоров для знаменитой тегеранской конференции в 1943 году.

Еще в начале 30-х годов в Дагомысе работали две туристические базы, несколько маленьких домов отдыха. По-настоящему же курортные страницы появились в истории поселка в 70-е годы, когда строители югославской фирмы "Маврово" построили здесь две гостиницы "Дагомыс" и "Олимпийскую". Этот гостиничный комплекс многие годы считался самым комфортабельным местом отдыха в стране, здесь проходили важные симпозиумы, переговоры и конференции. Именно в гостиничном комплексе "Дагомыс" в 1987 году состоялось знаменитое заседание Пагуошской конференции, неправительственной организации, неправительственной организации ученых, выступающих за сохранение мира во всем мире.