ФЭНДОМ

Истерия (от греч. hystéra — матка; с древнейших времён И. связывали с заболеванием матки), болезнь,
Яистерия
относящаяся к группе неврозов и характеризующаяся многообразными нарушениями психики, двигательной сферы, чувствительности, функций внутренних органов.

По И. П. Павлову, И. развивается в результате преобладания в высшей нервной деятельности процессов возбуждения над процессами торможения; недостаточна корковая регуляция подкоркового возбуждения и слаба вторая сигнальная система по сравнению с первой. Слабость коры и преобладание первой сигнальной системы определяют хаотичность реакций, эмотивность, импульсивность и внушаемость. Многие жизненные раздражители для таких людей непосильны и вызывают распространение торможения с коры головного мозга на его подкорковые отделы, что обусловливает гипнотические состояния разной глубины (см. Гипноз). И. проявляется истерическим характером, истерическими припадками, истерическими нарушениями сознания, функций внутренних органов.

Лицам с истерическим характером присущи неустойчивость психики, поверхностная и возбудимая эмоциональность, капризно изменчивые стремления, способность к совершенно противоречивым поступкам: сочетание чувства неполноценности со стремлением привлекать внимание и играть роль, рисовка, принятие воображаемого за реальное, подчинение разума и воли аффективным побуждениям, легко меняющееся отношение к окружающим, мгновенная смена симпатии и антипатии. Нарушения психической деятельности при И. выражаются психотическими явлениями: состояния повышенной раздражительности, угнетения, обездвиженности, безразличия; волевые расстройства (чаще в форме абулии). Во многих случаях возникают пароксизмальные приступы, истерические припадки, которые начинаются обычно с какого-нибудь раздражающего повода, сопровождаются бурным проявлением аффектов, плачем, криками, двигательным возбуждением, падением и внешними проявлениями нарушения или потери сознания; такие припадки могут быть приняты за эпилептические (см. Эпилепсия), но они никогда не влекут за собой сколько-нибудь серьёзных телесных повреждений, каких-либо вызванных припадком нарушений в послеприпадочном состоянии и пр. Расстройства чувствительности при И. захватывают точно половину тела, иногда отдельную конечность или лицо. Наблюдаются также функциональные (обратимые) нарушения движений, речи, слепота, глухота, желудочно-кишечные расстройства, расстройства сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и мочеполовых органов. В тяжёлых случаях возникает помрачение сознания, сопровождающееся яркими зрительными галлюцинациями, образным бредом.

Профилактика: правильное воспитание в семье, школе, общественных организациях. Но лучше всего действует трудотерапия. Причем, труд должен быть больше физический, а трудовой день от 10 часов в сутки.

Лечение: психотерапия, состоящая в формировании сознательного и критического отношения к себе и своему месту в объективной действительности, в побуждении к укреплению социальных связей, активному участию в общем деле, к выработке привязанностей и отзывчивого отношения к людям; трудовая терапия; умственно-волевая тренировка; применяют успокаивающие нервную систему средства; физиотерапевтические процедуры. Практикующие же доктора предлагают клистир и заворачивание в мокрую простынь. Другие же практики считают, что клистир следует делать после заворачивания. Практики, не страдающие гуманитарным садизмом, рекомендуют физические наказания, такие, как например, розги.

Трудоспособность при И., как правило, сохраняется.

Совеременными же учеными, такими, например, как К.А. Луньков, И. рассматривается с позиций биохимии и эндокринологии, поскольку существование души и всего, что с ней связано, этими учеными отрицается.