ФЭНДОМ

Aa2551a9482e
497px-3rd SS Division Logo.svg
Войска СС
(Ваффен-СС, Waffen-SS) – боевые подразделения СС, возникли на основе так называемых «политических частей» и вначале называлась «войска в распоряжении СС», или «войска усиления СС» (SS–Verfugungstruppe, SS- VT). Название «войска СС» (Ваффен-СС) стало применяться зимой 1939-40 гг. В ходе войны эти элитные части находились под личным командованием рейхсфюрера СС Гиммлера и в оперативном подчинении вермахта. Войска СС получали самое лучшее и самое современное вооружение и снаряжение.

Свою историю войска СС ведут от штабной стражи СС «Берлин» под командованием Зеппа Дитриха, основанной 17 марта 1933 г. из отряда телохранителей Гитлера и состоявшей из 120 человек. Солдатам «стражи» была поручена охрана имперской канцелярии, их военное обучение производилось на базе 9-го Потсдамского пехотного полка.

На съезде НСДАП в сентябре 1933 г. это формирование было переименовано в «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» — полк личной охраны «фюрера» под командованием Йозефа Зеппа Дитриха. 9 ноября 1933 г. полк принял присягу на верность лично Гитлеру, хотя, согласно Веймарской конституции главнокомандующим вооруженными силами страны являлся президент, а канцлер не имел никакого права на собственную «частную» армию. Однако военное командование не проявило тревоги по этому поводу, поскольку количество эсэсовцев было невелико, они имели низкий уровень организации и слабую боеготовность. К тому же Гиммлер рассматривался генералами как союзник в борьбе со штурмовыми отрядами (СА).

В других городах Германии также были созданы «спецотряды СС». Эти спецотряды (численностью 100—120 человек) назывались позднее «казарменные сотни», а потом «политические части». Задачей этих частей была вначале защита Гитлера и других вождей НСДАП. Вместе со штурмовыми отрядами (СА) они вошли в состав «Полицайдинст» (полицейская служба) и официально использовались в качестве «вспомогательной полиции» в патрулировании улиц. Среди прочего они занимались «дикими арестами» политических и внутренних противников и имели свои незаконные подвальные тюрьмы. В 1937 г. некоторые из «политических частей» были преобразованы в части СС «Мёртвая голова», которые стали использоваться для охраны концлагерей.

Министр рейхсвера генерал В. фон Бломберг, командующий сухопутными войсками генерал В. фон Фрич и начальник Войскового ведомства (Генерального штаба сухопутных войск) генерал Л. Бек с настороженностью относились к вооружённым штурмовым отрядам (СА), численность которых в несколько раз превышала численность рейхсвера.

Рубежом в отношениях рейхсвера и вооруженных частей СС стала «ночь длинных ножей», когда Гитлер избавился от руководства штурмовыми отрядами (СА) во главе с Ремом. При этом Гитлер дал обещание командующему VII-го военного округа (Бавария) генералу В. Адаму: рейхсвер останется единственной вооруженной силой в Германии. Но одновременно события 30 июня 1934 г. показали необходимость организации вооруженных частей, находящихся в непосредственном распоряжении фюрера. СС были отделены от СА и подчинены лично Гитлеру, Гиммлер получил партийный ранг рейхслейтера. С этого момента началось соперничество между армией и вооруженными частями СС.

24 сентября 1934 г. Бломберг издал первое распоряжение, касавшееся организации, задач и подготовки к войне «частей усиления СС». Таково было официальное название - SS-Verfegungstruppe (SS-VT). Более известное наименование «войска СС» впервые появилось в приказе Гиммлера от 7 ноября 1939 г. Гитлер первый раз использовал его в речи в рейхстаге 19 июля 1940 г.

В документе отмечалось, что «СС являются политической организацией НСДАП и для решения политических задач им не нужны ни военная форма, ни военная структура, ни военное обучение. Они вооружены и организованы, исходя из политической точки зрения». Поэтому вооруженные эсэсовские части — «отступление от принципа».

Средства на их содержание выделял рейхсфюрер СС, ведь в приказе Бломберга подчеркивалось, что возможности помощи со стороны рейхсвера «весьма ограничены».

Приказ министра рейхсвера устраивал и Гиммлера: существование частей усиления СС было официально признано; в некоторых отношениях они были уравнены в правах с рейхсвером; создавались школы для подготовки офицерских кадров; наконец, ответственность военных специалистов за боевую подготовку эсэсовцев, которую генералы рассматривали как средство контроля, обеспечивала высокую боевую выучку, недостижимую без помощи рейхсвера.

Организационный отдел Войскового ведомства считал возможным сотрудничество с рейхсфюрером СС при условии ограничения численности общих СС и частей усиления СС. Отдел рекомендовал ограничить обучение военному делу фюреров СС, запретить обмен командным составом между частями усиления СС и общими СС, ограничить обучение частей усиления СС стрельбой из винтовки и пистолета и строевыми занятиями. Этими условиями военное руководство стремилось избежать конкуренции частей СС в военной сфере и превратить их в полицейские силы. 18 декабря 1934 г. эти рекомендации Войскового ведомства были изданы за подписью Бломберга как «Директивы о сотрудничестве с СС» и стали официальной политической линией рейхсвера.

В 1935 г. в полку охраны фюрера «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» было 2600 человек.

16 марта 1935 г. Гитлер объявил о введении всеобщей воинской повинности. В тот же день он заявил, что «взводы политического назначения» объединяются в новое формирование под названием «войска усиления СС» (SS–Verfugungstruppe, SS-VT). В соединение SS- VT вошли два новых полка СС: «Германиа» и «Дойчланд» общей численностью 5040 человек. Батальоны этих двух полков СС не имели общего места дислокации, только «Лейбштандарт СС АГ» был целиком расквартирован в Берлине. В мирное время части усиления СС должны были проходить боевую подготовку под контролем главнокомандующего сухопутными войсками, а во время войны полностью поступать в его распоряжение. Комплектование эсэсовских частей происходило на добровольной основе из числа военнообязанных, служба приравнивалась к службе в армии. Оружие, снаряжение и воинские уставы закупались у рейхсвера. Для подготовки строевых офицеров СС были открыты офицерские школы в Бад-Тельце и в Брауншвейге. Обе школы, используя обычные методы военной подготовки, твердое руководство бывших офицеров рейхсвера и политическое воспитание, выращивали из курсантов будущих офицеров. Офицер СС должен быть не ниже 175 см, а кандидат в лейбштандарт на 2,5 см выше.

Организацией и обучением войск усиления СС занимались, прежде всего, бывший армейский генерал, впоследствии оберстгруппенфюрер СС Пауль Хауссер и ушедший из вермахта Феликс Штайнер. Оба основали юнкерские школы СС для обучения руководящих кадров войск, причём каждый следовал своей концепции. В то время, как Хауссер хотел перенять «старую школу» прусских военных, Штайнер принял революционное решение в пользу небольших боевых групп, основываясь на своём опыте времён Первой мировой войны.

1 октября 1936 г. приказом Г. Гиммлера в рамках Главного управления СС был учрежден инспекторат боевых подразделений СС, во главе которого был поставлен начальник офицерской школы в Брауншвейге бригадефюрер Пауль Хауссер (1880 - 1972, с 1936 по 1939 г. – инспектор боевых подразделений СС, с 1939 г. командовал дивизией СС «Рейх», позже – танковым корпусом СС, 7-й армией и группами армий «Верхний Рейн» и «F», с 1 августа 1944 г. – оберстгруппенфюрер СС и генерал-полковник войск СС). На новом посту Хауссер намеревался применить методы, по которым работали в школах по подготовке офицеров. Постепенно он превратил «войска усиления СС» («войска в распоряжении СС», СС-ВТ) в достойную силу. К концу 1937 г. Гиммлер мог объявить, что «СС-ВТ, согласно существующим стандартам вермахта, готовы к войне».
Третьим воинским формированием стали части СС «Мертвая голова» (
SS-Totenkopf, SS- T) под командованием Теодора Эйке. Первоначально они были созданы для охраны концлагерей. Одну неделю каждого месяца солдаты охраняли концлагеря, а оставшиеся три занимались тактической, огневой, физической подготовкой и политучебой.

17 августа 1938' г. Гитлер издал совершенно секретный приказ «О разделении полномочий вермахта и СС», в котором устанавливались задачи «войск усиления СС» (СС-ВТ) и соединений «Мёртвая голова» (СС-Т). Согласно приказу СС-ВТ ('SS-VT) и СС-Т (SS-T) должны приготовиться для использования в решении «специальных внутренних задач» и при военной мобилизации. В случае войны военизированные части СС переходили в распоряжение либо Гиммлера, либо командующего сухопутной армией. Но даже когда они служили под руководством армии, войска «политически оставались рукой нацистской партии». СС-ВТ финансировало министерство внутренних дел, хотя высшему германскому командованию и разрешалось тщательно следить за их бюджетом.
Согласно этому приказу полк «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» и подразделения СС-ВТ сводились в части СС резерва главного командования (СС РГК).
Приказ Гитлера обуславливал, что служба в СС-ВТ соответствует воинской повинности, а служба в СС-Т не отвечала этому требованию. Согласно приказу, в случае войны некоторые части СС «Мёртвая голова» (СС-Т) должны были быть использованы как резерв для СС-ВТ. Другие части СС-Т будут мобилизованы как «полицейские силы», которые должны развертываться по желанию Гиммлера. Однако в мироне время СС-Т продолжают выполнять обязанности «полицейского характера» и не присоединяются к СС-ВТ.

В приказе от ноября 1938 г. рейхсфюрер Гиммлер сформулировал основные задачи, стоящие перед подразделениями «Мертвая голова»: «Полицейские войска СС подчиняются непосредственно рейхсфюреру СС, обеспечивая внутренний порядок и законность, в то время как СС РГК входят в состав полевых армейских формирований. Численность подразделений в военное время составляет от 40 до 50 тысяч человек. Служба в рядах СС «Мёртвая голова» не приравнивается к действительной военной службе, поэтому кадрирование подразделений должно происходить в соответствии с законом о всеобщей воинской повинности».

До нападения на Польшу вермахт (до 16 марта 1935 г. — рейхсвер) обращал внимание на то, чтобы рядом с ним не возникла никакая вторая армия. Однако уже в августе 1938 г. по приказу фюрера численность боевых подразделений СС была доведена до дивизии. Чтобы успокоить командование вермахта, части «Мёртвая голова» и «войска усиления СС» (или «войска в распоряжении СС», СС-ВТ) официально принадлежали к полиции, что продолжалось до 1942 г.

К лету 1939 г. были созданы следующие части усиления СС :

Моторизованный пехотный полк СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» (Leibstandarte Adolf Hitler; LAH), состоящий из трех батальонов, противотанкового и разведывательного подразделений, а также подразделения легкой артиллерии. Его командиром был Йозеф «Зепп» Дитрих (1892-1966; к концу войны – оберстгруппенфюрер СС и генерал-полковник войск СС, командующий 6-й танковой армии СС), бывший соратником Гитлера еще со времен уличных сражений. Один из батальонов «Лейбштандарта» участвовал в аншлюсе Австрии в 1938 г.

(1-й) штандарт СС «Дойчланд» (Deutschland). Состоял из четырёх батальонов, противотанкового и разведывательного подразделений, а также подразделения легкой артиллерии. Принимал участие в оккупации Судетской области в 1938 г.

(2-й) штандарт СС «Германиа» (Germania). Имел структуру, аналогичную структуре «Лейбштандарта». Принимал участие в оккупации Австрии и Судетской области в 1938 г.

(3-й) штандарт СС «Дер фюрер» (Der Fuhrer). Имел такую же структуру и боевой опыт, как и «Германиа».

Официально эти полки утрачивали свои номера, когда им присваивалось почетное наименование.

Существовали также пять полков СС «Мертвая голова». Боевые качества этих частей были невысокими. Их использовали в качестве внутренней полиции безопасности и для охраны концлагерей. Командовал ими глава службы концлагерей Теодор Эйке.

В сентябре 1939 г. полки СС «Лейбштандарт» и «Германиа» сражались в Польше в составе 10-й и 14-й армий соответственно. Штандарт «Дойчланд» являлся частью так называемой танковой дивизии Кемпфа (или танкового соединения «Восточная Пруссия», а штандарт «Фюрер» занимал оборонительные позиции на Западном валу.

Кампания в Польше показала, что эсэсовцы сражаются очень храбро. В то же время командование вермахта утверждало, что войска СС действовали на поле боя безрассудно, офицеры СС неумело командовали солдатами на поле боя, которые несли потери, превышающие потери вермахта. Эсэсовцы же утверждали, что они были плохо оснащены вермахтом, а офицеры вермахта часто мешали своими приказами. Используя эти данные, Гиммлер пытался добиться более широкой автономии для своих людей, настаивая, чтобы им разрешалось воевать в собственных дивизиях СС под командованием своих командиров, со своими средствами обеспечения.

После окончания Польской кампании все четыре штандарта СС были отозваны для реорганизации.

Гитлер разрешил эсэсовцам сформировать свои дивизии, но во время боевых действий они должны были находиться под контролем армейских генералов.

Соответственно, в начале октября 1939 г. три штандарта СС-ВТ (SS-VT) были сведены в соединение, получившее наименование «дивизия усиления СС» (SS-Verfugungsdivision). В состав дивизии вошли также артиллерийские и вспомогательные части. С апреля 1940 г. дивизия стала называться дивизией СС «Дойчланд» (SS-Division Deutschland), а в декабре 1940 г. была переформирована в мотопехотную дивизию СС «Рейх».

«Лейбштандарт» остался отдельным моторизованным полком, получив новую технику и экипировку. Позднее его также планировалось развернуть в дивизию.

В октябре 1939 г. была также создана дивизия СС «Мёртвая голова», в которую вошли три полка СС «Мёртвая голова» вместе с некоторыми подразделениями СС-ВТ и резервистами из общих СС. Командиром дивизии был назначен Эйке.

Это сведение боевых частей СС с охранниками концлагерей стало необходимым из-за резкого ограничения набора в войска СС. Ни Гитлер, ни вермахт не желали отдавать в руки Гиммлеру большое количество хороших солдат. Гитлер позволял Гиммлеру слегка увеличивать войска СС, но только не за счет использования людских ресурсов, предназначенных для армии. Поэтому метод, используемый Гиммлером, оказался весьма эффективным. В качестве шефа германской полиции Гиммлер имел возможность набирать личный состав в обход этих ограничений. Проводя набор в полицию и в полки СС «Мёртвая голова», а затем, переводя людей из подразделений СС «Мёртвая голова» в боевые части СС, рейхсфюрер СС получил для себя лазейку, позволяющую увеличивать боевые формирования СС.

Всего за 1939 – 1940 гг. были созданы десять полков СС «Мёртвая голова».

Рейхсфюрер СС Гиммлер, как шеф полиции, в 1940 г. создал еще одно подконтрольное ему соединение, которое состояло из служащих полиции, – Полицейскую дивизию. Формально Полицейская дивизия в то время не входила в состав войск СС, хоть личный состав дивизии и носил на рукавах своих мундиров эсэсовского орла.

Понятие «войска СС» (Ваффен-СС) стало применяться руководством СС в начале ноября 1939 г. и в течение года постепенно заменило собой старые названия «войска усиления» («войска в распоряжении») СС и «части Мёртвая голова». Самым ранним из известных документов, в котором применено понятие «Войска СС» (Ваффен-СС), является приказ от 7 ноября 1939 г., в котором указывалось, что члены общих СС могут быть замещающими начальниками в войсках СС и полиции. При этом термин «Войска СС» был собирательным названием для «вооружённых подразделений СС и полиции». По приказу рейхсфюрера СС от 1 декабря 1939 г. было установлено, что к войскам СС относились следующие части, соединения и службы:

полк СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер»;

дивизия СС «Дас Райх»

дивизия СС «Мёртвая голова»;

СС-полицейская дивизия;

юнкерские школы СС;

полки СС «Мёртвая голова»;

служба комплектации СС;

служба вооружений и приборов СС;

служба кадров войск СС;

служба R. V. войск СС;

служба обеспечения войск СС;

санитарная служба войск СС;

управление войск СС;

суд СС.

Войска СС включали в себя все части СС, которые подчинялись главному командованию СС и внутри его командованию войск СС. Сюда причислялись как дивизии СС (тактически подчинённые армии), так и охранные полки СС «Мёртвая голова», вошедшие с 1940-41 гг. в состав хозяйственной и управленческой службы СС, которая отвечала за лагеря смерти и концентрационные лагеря. Из общих СС в войска СС было переведено 179 должностей.

Гитлер поддержал организационную структуру войск СС. По мнению Гитлера, внутреннее деление СС было личным делом Гиммлера.

В 1940 г. Гитлер так обосновал необходимость создания войск СС: «Великогерманский рейх в своём окончательном виде будет охватывать в своих границах не только народы, которые с самого начала благожелательно настроены к рейху. Поэтому необходимо создать в ядре рейха государственные полицейские войска, способные представлять и поддерживать внутренний авторитет рейха».

С первых же дней Западной кампании 1940 г. дивизия усиления СС, дивизия СС «Мертвая голова» и «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» принимали участие в боевых действиях. «Лейбштандарт СС АГ» и дивизия усиления СС сражались хорошо. Более низкие боевые качества дивизии СС «Мёртвая голова» вылились в большие потери личного состава. В районе Ле-Паради её военнослужащие под командованием одного истеричного офицера, потерявшего во время штурма английских позиций большое количество своих плохо подготовленных солдат, устроили резню британских военнопленных.

После Западной кампании Гиммлер добился еще большей автономии для войск СС, получив разрешение на образования Главного управления войск СС (высшего командования войск СС). При этом полки «Мертвая голова» были переданы под командование войск СС, и Главное управление войск СС взяло на себя обязанности по обслуживанию концлагерей.

После Западной кампании Гиммлер усилил вербовку иностранных добровольцев в войска СС. Зимой 1940-1941 гг. было создано новое формирование СС – добровольческая дивизия СС «Викинг», составленная из немцев, а также голландских, фламандских и скандинавских фашистов. Это была первая дивизия с участием иностранных добровольцев. Они не были членами СС (около половины военнослужащих дивизии).

Появление иностранных новобранцев было не случайным. Только несколько месяцев назад произошёл захват северных и западных стран. Народы, населявшие их, еще не испытали на себе всю тяжесть нацистского режима. В этих странах всегда существовала благодатная почва для многочисленных политических движений антикоммунистической направленности. Это обеспечило вербовщикам, проповедовавшим «крестовый поход против большевизма» большой первый набор рекрутов. Большое количество добровольцев завербовалось в 1940-1941 годы. Во время войны составленные из этих добровольцев подразделения заслужили хорошую репутацию благодаря своим боевым качествам.

Таким образом, к началу 1941 г. войска СС выросли до пяти дивизий. Дивизия усиления СС была переименована в дивизию СС «Рейх».

«Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» и дивизия СС «Рейх» эффективно использовали свои превосходные моторизованные подразделения во время молниеносной Балканской кампании при вторжении в Югославию и Грецию весной 1941 г. В частности подразделение дивизии СС «Рейх» захватило Белград.

Перед началом операции «Барбаросса» из 6-го и 7-го полков СС «Мёртвая голова» было создано еще одно соединение - боевая группа СС «Норд», позже развёрнутое в дивизию СС «Норд».

С 22 июня 1941 г. все пять дивизий СС и боевая группа СС «Норд» участвовали в боевых действиях на Восточном фронте.

Ко времени вторжения в Советский Союз «Лейбштандарт СС АГ» получил статус дивизии. Он и дивизия СС «Викинг» сражались в составе группы армий «Юг». Дивизия СС «Рейх» воевала в составе группы армий «Центр», а в полосе группы армий «Север» наступала дивизия СС «Мёртвая голова». Все дивизии СС непосредственно подчинялись армейскому командованию.

В армейской среде они завоевали большое уважение своей стойкостью перед лицом тяжелейших испытаний и крупных потерь. Этой репутации нисколько не вредили слабые показатели полицейской дивизии и позорная деятельность дивизии СС «Норд».

Весной 1942 г. полицейская дивизия была включена в состав собственно войск СС.

В это же время была сформирована еще одна дивизия, состоявшая преимущественно из иностранцев. Она получила название добровольческой горнострелковой дивизии СС «Принц Евгений». Она набиралась среди фольксдойче на территории бывшей Австрийской империи. Осенью 1942 г. она была брошена на борьбу с югославскими партизанами.

Летом 1942 г. в войска СС влилась еще одна дивизия. Это произошло с приданием дивизионного статуса кавалерийской бригаде СС. Позднее эта дивизия получила название «Флориан Гейер».

К весне 1943 г. вермахт был дискредитирован поражениями под Сталинградом и в Северной Африке. Танковые дивизии СС под командованием Пауля Хауссера смогли вновь захватить Харьков. Это была первая победа, одержанная после долгого периода поражений. Гитлер, наконец, стал замечать всю привлекательность возросшей армии Гиммлера, состоявшей из стальных эсэсовских соединений. Теперь войска СС ожидал стремительный рост. Начали формирование три новые танковые дивизии, набираемые из рейхсдойче. Их планировалось присоединить к «классическим» дивизиям, которые превратились в танковые задолго до того, как им официально был придан этот статус.

Вокруг тех добровольческих легионов, которые уже существовали в армии или в войсках СС, планировалось сформировать новые соединения из иностранцев. Немецкие дивизии СС предназначались для фронта, а борьба с партизанами переходила к иностранным формированиям СС, таким как мусульманская дивизия «Ханджар». Это означало полный отказ от первоначальных расовых ограничений.

С начала 1943 г. по начало 1945 г. войска СС возросли с восьми до 38-ми дивизий. Правда, к концу войны у многих последних дивизий приказы об их формировании и развертывании редко отражали их реальную силу или боевую подготовку. Некоторые из таких дивизий представляли из себя группы из нескольких сотен плохо вооруженных людей, набранных из числа фольксдойче, иностранцев, летчиков и военных моряков, у которых отсутствовали необходимые им техника или топливо, а также из числа полицейских и резервистов общих СС. Иногда их усиливали солдатами, прошедшими подготовку в школах войск СС. Несмотря на нелепость этих формирований, следует помнить, что элитные танковые и мотопехотные (панцергренадерские) дивизии СС являлись наиболее эффективными германскими соединениями в последний период войны. А подростки из 12-й дивизии «Гитлерюгенд» во время четырехнедельной битвы в Нормандии сохраняли свой агрессивный дух даже после потери 20 процентов личного состава убитыми и 40 процентов ранеными.

                                                              Количество членов
                                                                    общих СС в
                     Численность общих СС   войсках СС    Войска СС      Всего СС
Май 1935 г. 196 875 - 10 700 207575
Январь 1936 г. 188 974 - 12 067 201041
Декабрь 1937 г. 196 979 6 000 17 388 208364
Декабрь 1938 г. 226 753 12 000 23 406 238159
Декабрь 1939 г. 223 615 20 000 40 000 243615
Декабрь 1940 г. 227 699 30 000 50 074 247773
Декабрь 1941 г. 256 821 58 447 198 364 396738
Декабрь 1942 г 260 845 60 081 230 000 430764
Июль 1943 г. 262 323 61 723 433 400 634000
Июль 1944 г. 264 379 63 881 594 443 794941
Март 1945 г. 263 929 63 881 829 400 1029448

Чем дольше длилась война, тем больше становились войска СС, но и тем сильнее изменялся их национальный состав. К концу войны в войсках СС числилось более десятка иностранных дивизий и Казачий кавалерийский корпус.

На март 1945 г. в составе войск СС числилось более 829 тысяч человек.

Наиболее надежные исторические источники свидетельствуют о том, что в ходе боевых действий во время Второй мировой войны погибло примерно 180 тысяч солдат и офицеров войск СС, около 400 тысяч получили ранения, еще 40 тыс. человек числились пропавшими без вести. Дивизии СС — «Лейбштандарт Адольф Гитлер», «Дас Рейх» и «Мертвая голова» за время войны потеряли по несколько полных своих составов.

На Нюрнбергском процессе войска СС были обвинены в военных преступлениях, участии в холокосте и объявлены преступными, исключая тех лиц, которые были призваны в войска СС государственными органами и не имели права выбора, а также тех лиц, которые не совершали военных и других преступлений.