ФЭНДОМ

КЛИКУШЕСТВОПравить

КЛИКУШЕСТВО - расстройства психики при истерии в виде припадков с суженным сознанием и яркими, гл. обр. зрительными, галлюцинациями. В прошлом было широко распространено, гл. обр. среди крестьян, почти исключительно среди женщин. Таким образом, ленивые крестьяне добивались освобождения от работ, выполняя функции сегодняшнего зомбоящика.

Распространённость К. тесно связана с уровнем культуры и влиянием религии. Припадки обычно возникали во время богослужения: кликуша внезапно падала, билась в судорогах и корчилась, одновременно "выкликая" имя виновника её порчи.

Мимика и пантомимика выражали то ужас, то гнев, тоску и т. п., отражая яркие бредоподобные и галлюцинаторные переживания. Характерны были также икота, дрожь во всём теле, истерический ком в горле, сосудодвигательные нарушения (гиперемия лица, похолодание конечностей и др.).

Амнезия на период припадка неполная. В целом припадки при К. наиболее близки к классическим истерическим припадкам, описанным Ж. М. Шарко.

Для кликуш вне припадков были характерны доминирующее пониженное настроение, тревожность, идеи одержимости и порчи, бессонница, вегетативные нарушения. Частота припадков увеличивалась при сопутствующих неблагоприятных факторах - психических травмах, сексуальной неудовлетворённости, переутомлении, наступлении климакса и др. Для К. характерна "заразительность" - одновременное развитие припадков у нескольких человек.

Первые сведения о К. относятся к 11 в. ("икотницы"). В 17 в. К. достигает апогея, чему, вероятно, способствовали широкое распространение мистицизма и суеверий в связи с расколом, когда кликуш рассматривали как пророчиц и "страдающих за веру"; лиц, от которых якобы пострадали кликуши, привлекали к суду и предавали пыткам, а кликушу "отчитывали" (устраняли проявления порчи, читая над ней молитвы и т. п.). В 18 в. К. рассматривали как притворное беснование с целью возведения поклёпа на невинных людей.

Рациональный взгляд на К. установился во 2-й пол. 19 в. в связи с развитием учения об истерии.

В ХХ-м веке массовые приступы К. наблюдались на сеансах так называемых "гипнотезеров", самым прокаченным из которых является некто Кашпировский.