ФЭНДОМ

Историческую летопись Сочи Красная Поляна ведет с древнейших времен. Как свидетельствуют археологические раскопки, в этих местах находились стоянки первобытного человека.Самое интересное в истории Красной Поляны Сочи , что еще в древности в долине реки Мзымта проходил торговый путь. Это был кратчайший путь, связывающий регионы Северного Кавказа с Черноморским побережьем Кавказа. К этому торговому пути устремлялись караваны судов из Византии, Генуи, Греции, Рима. Предметами торговли были: пушнина, мёд, воск, ценные породы древесиной.

Удобное географическое положение Красной Поляны (бли­зость к морю и перевальным пу­тям) способствовало тому, что че­ловек обитал здесь еще в глубо­кой древности.

Об этом говорят найденные в окрестностях поселка (ныне разрушенные) дольмены — древние гробницы из камнейбольшого размера, поставленных на ребро и перекрытых каменной плитой. Археологами выявлены остатки таких памятников старины в долине реки Бешенки, а также стоянкиперво­бытного человека, где нашли множество орудий труда из кремня, горного хрусталя, местного камня, сердолика, обсидиана, сланца, костяных изделий.

В окрестностях Красной Поляны насчиты­вается более двадцати крепостей, относящихся к VI-IX векам нашей эры. Интересен храм пост­ройки X века, находящийся на левом берегу Мзымты, недалеко от села Монастырь.

На альпийских лугах найдены ацангуары — древние загоны для скота, а в окрестностях поселка — колодцеобразные погребальные со­оружения и гробницы четырехугольной фор­мы. Ученые считают, что этот район представ­ляет исключительный интерес для археологи­ческих изысканий.

По долине Мзымты в далеком прошлом проходил кратчайший торговый путь, связыва­вший Черноморское побережье с Северным Кавказом, через перевалы Псеашхо и Аишхо. Природные богатства этого уголка Кавказа из­давна привлекали чужеземных завоевателей. За пушниной, зверем, медом, воском, ценной древесиной сюда направлялись экспедиции из Византии, Генуи, Греции, Рима...

Историческое население Красной Поляны

Исторически населяли побережье Черного моря разные и многочисленные племена: Шапсуги, Абадзехи, Джигеты, Бжедухи, Нату-хайцы, Хамышеи, Бесленеи, Кабардинцы и другие, имевшие общее название Адыги ( Адыгэ), в том числе убыхи и абхазы. Саму же Красную Поляну в районе долины реки Мзымта населяло племя Медозюи. Особенно из всех обществ в истории Красной Поляны выделялись Адыгэ, и имели развитую культуру. Об этом свидетельствуют находки, которые были сделаны в этих местах исторической Красной Поляны. Найденные плавильные печи говорят нам о том, что адыгэ знали плавильное дело. Но все же основное и главное место в жизни занимало животноводство, земледелие, и охота. Так же было развито и коневодство, ведь горцы всегда были отменными наездниками.

На месте современной Красной Поляны 130 лет назад был самый крупный в долине Мзымты черкесский аул Кбаадэ. Волею судеб этому красивейшему месту суждено было сыграть историческое значение в истории Красной Поляны и Сочи. Здесь закончилась Кавказская война, длившаяся с 1817 по 1864 год.

Окончание Кавказской войны и основание Красной Поляны

Для завершения войны российские войска двинулись к аулу Кбаадэ (будущей Красной Поляне). 21 мая 1864 Именно здесь был подписан исторический манифест об окончании Кавказской войны (до сих пор дуб, под которым был подписан манифест, стоит в парке живым свидетелем). В эту торжественную минуту здесь стояли Великий князь и наместник Кавказа Михаил Николаевич, генералы, офицеры. В честь победы Русской армии прозвучал молебен, раскатами эха откликались залпы артиллерийского салюта.

Последний оплот общины Ахчипсоу отстаивал свою независимость в ауле Кбаадэ, к этому привело нежелание покориться Российскому царю, а так же отказ от переселения в Турцию.

По просьбе собравшихся здесь командиров  Михаил Николаевич переименовал поселение горцев - аул Кбаадэ в Романовск, в честь династии российских царей, а окрестности были наречены Царской Поляной.

Через несколько дней Русские войска покинули Краную Полну и только через 14 лет – в 1878 году здесь вновь появились люди.

Этими людьми был двое разведчиков посланные греками, проживавшими в Ставропольской губернии. С целью поиска свободных и пригодных для поселения земель. Добравшись до этих мест, через перевал Псеашхо, увиденное поразило их. Удивительная расцветка местной растительности Сочи Красной Поляны поражало воображение разведчиков - красно-бурый папоротник, ярко-красные и золотистые клёны, черешни. Видимо от незнания, что место это сначала имело название Кбааэде, а позже Романовском и Царским, и дали они название Красная Поляна. Вскоре пришли в эти места переселенцы из Ставрополя, всего 36 греческих семей. Расчистив Поляну, построили дома, стали обживать это место.

Переселенцы

Несколько позже сюда пришли Эстонские переселенцы, которые осели чуть выше от поселения Греков. Они так же как и Греки стали вести сельское хозяйство. С тех пор, место их поселения стали называть – поселком Эстонский сад (сейчас называется Эсто-садок ). В Эсто-садке провел лето 1912 года эстонский писатель Антон Хансен Тамсааре. Он останавливался в сохранившемся до сих пор доме Ваарманова, где бывала также Мийна Харма, хоровые песни, которой Тамсааре любил и высоко ценил. Писатель много работал на Красной Поляне, занимаясь переводами с немецкого, русского и других языков на эстонский. В Эстосадке он написал - "Играющий на каннеле" и "Мальчик и бабочка", проникнутых оптимизмом и верой в торжество справедливости. Участвуя в концертах и спектаклях, писатель играл на скрипке. 20 сентября 1912 года, как бы подводя итоги своего пребывания в горном селе Эсто-садок , Тамсааре написал в Эсто-садке очерк "Эстонское поселение в Красной Поляне Сочи ", полный восторга от встречи с этим краем. "Счастливый уголок! - писал он. - Я бы позавидовал местным жителям, если бы не испытал все сам..."

Признание Красной Поляны курортом

Только в 1898 году Красная Поляна Сочи была признана как высокогорный климатический курорт. Этому предшествовала государственная комиссия с профессорами и членами Государственного совета в их составе: профессора А.И.Войкова, Ф.И.Пастернацкого, инженера М.В.Сергеева и члена Государственного совета Н.С.Абазы после тщательного обследования произвели на ученых мужей неизгладимое впечатление. Они оценили и признали Красную Поляну ценной горноклиматической станцией, и начали ведение истории погоды на Красной Поляне. Ими был распланирован поселок Красная Поляна на участки, и установлен столб с надписью "Город Романовск". Планировкой же Романовска руководил инженер А.И.Малышев . Окрестности поселка Сочи Красная Поляна решено было использовать под дачи и сады.

В 1901 году на южном склоне хребта Ачишхо построили императорский охотничий дом, сохранившийся и поныне, но император Николай II так не разу и не посетил его. Создан он был по проекту архитектора А.И.Носаневича, трехэтажное здание в английском стиле. Оно расположено на высоте 1050 метров над уровнем Черного моря. А несколько ниже - дом для его свиты. Строительством руководил инженер Будкин. Окрестные места же предназначались для «заповедной охотой царской семьи».

Так же появились постройки царских вельмож, крупных помещиков и капиталистов, дачи генералов Дубасова и Драчевского, председателя российской Государственной Думы Хомякова, градоначальник Дубасов, графы Бобринский и Шереметьев, промышленника Морозова, генерал-губернатора Драчевского, генерала Ермолова. В том числе и многие исследователи и ученые: ботаник Хмелевский - исследователь флоры и климата Красной Поляны Сочи , полковника медицинской службы Чайковский, врач Поляков - основоположник исследований Черноморья, основатель пансионата по лечению больных туберкулёзом, в 1914-1915 годах - дача замечательного русского певца Леонида Собинова, ему же принадлежало самое первое фортепьяно, появившееся в Красной Поляне, геоморфолога Рейнгард.

Гражданская война

В 1914 году в честь 50-летия окончания Кавказской войны в Красной Поляне состоялся исторический парад Русских войск. Именно на Красной Поляне Сочи , так как исторически сложилось, что название Романовск так и не прижилось. Парад Русских войск состоялся на площади у могучего дуба, сопровождавшийся выносом боевых знамен частей.

История Красной Поляны в Гражданскую войну.

В гражданскую войну на Красной Поляне Сочи небольшой красноармейский отряд и 3-я рота Сочинского полка приняла неравный бой с белогвардейскими войсками генерала Фостикова, которые стремились прорваться через перевал к побережью Черного моря. Из защитников в живых остался лишь один боец. В память об этом бое на узкойдороге у тоннеля на Красную Полянуустановлен обелиск.

История Красной Поляны в Великую Отечественную Войну.

Во время Великой Отечественной войны к северу от Красной Поляны в 25 километрах шли ожесточенные бои. Все жители по возможности пытались помочь фронту. Занимались доставкой боеприпасов, помогали выхаживать раненых.

Основание на Красной Поляне домов отдыха В 1924 году открылась первая на Красной Поляне Сочи турбаза "Горный воздух". Примерно с этого момента и ведется отчет времени массового спортивно-оздоровительного туризма. В то же время произошло еще одно важное событие - Совнаркомом РСФСР был утвержден Кавказский государственный заповедник с целью обеспечить, защиту уникальной природы Красной Поляны Сочи .