ФЭНДОМ

Краудсо́рсинг (англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — передача определённых производственных функций неопределённому кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора (в отличие от конкурса на замещение вакантной должности, в ходе которого соискатель должен выполнить определённую работу в интересах потенциального работодателя; в ряде случаев такие конкурсы являются мошеннической формой краудсорсинга).

Есть выражение "быка найти". Его используют в определенной среде. Оно обозначает примерно: найти человека, который выполнит некоторую работу (физическую или простую, типа, на шухере постоять), за крайне низкую оплату или вообще без таковой. Ради, так сказать, поднятия авторитета.

Мне кажется, что достаточно сложно понять, где кончается краудсорсинг и начинается что-то другое, например, рабство. Скажем, наш стройбат. Это такой краусорсинг, где на якобы законных основаниях привлекают миллионы людей к практически бесплатному труду? Или достаточно цивилизованная форма временного рабства?

Творческий и конструкторский краудсорсинг существовал и до Интернета — в киноиндустрии (в Голливуде есть давнее поверье, что последовательное привлечение к работе над киносценарием разных людей сделает его совершенным), в автомобилестроении (Ford Edsel был спроектирован по пожеланиям множества потенциальных клиентов, кои — пожелания — плохо сочетались друг с другом).

Примеры использования краудсорсинга в мире

Procter & Gamble

В компании Procter & Gamble теперь публикуют проблемы, которые они не могут решить сами, на сайте InnoCentive, предлагая взамен большие денежные вознаграждения более 160 тысячам «решателей», которые и составляют парк учёных с задворок P&G.

Threadless

Threadless (англ.) — компания по производству футболок из Чикаго. Процесс разработки дизайна состоит исключительно из проведения он-лайн конкурса. Каждую неделю компания получает сотни идей от любителей и профессиональных художников. Threadless публикует эти рисунки на своем сайте, и каждый зарегистрировавшийся пользователь может оценить ту или иную футболку. Каждую неделю в производство запускается от четырех до шести наиболее популярных дизайнов, но только после того, как достаточно покупателей сделают предварительные заказы, чтобы не потерпеть убытков.

Победители каждой недели получают 2000 долларов и различные призы, однако настоящей мотивацией является желание увидеть свою работу запущенной в производство и, возможно, носимой на публике. На этикетке каждой футболки Threadless печатает имя разработчика. Для дизайнеров это творческая отдушина. Для покупателей — более разнообразный выбор. С точки зрения Threadless компании не нужно нанимать команду дизайнеров, при этом она вкладывает деньги только в проверенные, предварительно заказанные дизайны, а это значительное снижение риска.

Muji

Muji (японская мебельная компания). Через свой корпоративный сайт компания собирает новые радикальные идеи для своих изделий через базу, в которую входит около полумиллиона членов. Затем Muji просит их оценить дизайны. Список наиболее популярных идей передается профессиональным дизайнерам, которые разрабатывают непосредственно сами изделия.

Muji затем тестирует рынок, собирая предварительные заказы вместо того, чтобы собирать фокус‐группы, проводить опросы или использовать другие традиционные методики исследования рынка. Проще говоря, если 300 человек сделают предварительный заказ, изделие поступит в продажу.

На сайте Muji есть страница, на которой рекламируются ее наиболее популярные товары: лампа, которую можно прикрепить к изголовью кровати, где нет розетки; настенные полки для арендаторов, которые крепятся без гвоздей; небольшой стул‐погремушка кубической формы, который можно использовать в различных положениях — и продажи которого в 50 раз выше всех остальных изделий Muji вместе взятых.

Публикация фото преступников в СМИ для опознания и поиска

Такая практика популярна по всему миру. В ряде случаев объявляется вознаграждение за сообщение любой полезной информации.

Различные виды краудсорсинга используют и изготовители домашней утвари, и подрядчики Управления перспективных исследований Министерства обороны США (DARPA).

Первый случай краудсорсинга, встреченный мной, была покраска забора, описанная Марком Твеном в "Томе Сойере".