ФЭНДОМ

Кунгурская пещера вход

Вход в Кунгурскую ледяную пещеру

На берегу красавицы Сылвы, в старинном городе Кунгуре, в недрах Ледяной горы, спрятана жемчужина Урала - Кунгурская Ледяная пещера.

Кунгурская ледяная пещера является подлиным национальным достоянием - седьмая в мире по протяженности среди гипсовых пещер, пожалуй, первая по красоте. Магия подземных озер и исполинских гротов, застывшая поэзия льда и камня переносят туристов в фантастический мир древней пещеры.

Кунгурская Ледяная пещера
Первые исследования в пещере были проведены в далеком 18 веке. Сегодня Ледяная пещера является памятником природы всероссийского значения, единственной оборудованной для экскурсий пещерой России. Она находится на правом берегу реки Сылвы в Ледяной горе на северо-восточной окраине города Кунгур, является выдающимся карстовым объектом, крупнейшей гипсовой пещерой Урала, шестой в мире по протяженности (5600 м) среди пещер гипсового карста. Суммарный объем гротов пещеры более 100 тыс. кубических метров. В пещере 60 озер с изумительно чистой водой.

Оледенение пещеры было максимальным в 18 веке. Многолетние льды встречались в Метеорном гроте на расстоянии 440 метров от входа. Сейчас многолетние льды встречаются до Крестового грота на 270 метров от входа. Состояние льдов пещеры зависит от температурного режима , создаваемого естественной вентиляцией. Чем ниже температура на поверхности, тем больше пещера запасает холода. Наиболее красивыми местами кристаллизации льда являются гроты Бриллиантовый и Полярный. Бриллиантовый грот украшен особенно крупными кристаллами лотковой и игольчатой формы.

Кунгурская пещера сталагнат

Сталагнат - соединившиеся сталактит и сталагмит

Красота, величие и история исследования пещеры отражены в названиях гротов: Бриллиантовый, Космический, Данте, Руины, Геологов, Смелых, Великан, Полярный и др. Подземное царство сталактитов и сталагмитов, застывшая симфония камня и льда, величие и галактическая тишина - все это оставляет ни с чем не сравнимые ощущения. Поэтому с давних времен Кунгурская пещера является гордостью жителей Кунгура.

Когда приезжему гостю посчастливится оказаться в Кунгуре, его обязательно ведут посмотреть редкую природную диковинку. Одно лишь упоминание Кунгура вызывает в воображении многих людей необычайное подземное приключение, памятное порой с детских лет.

Еще вначале двадцатого столетия вход в Ледяную пещеру был закрыт дверью, и экскурсантов сопровождали проводники. Первым "хозяином" и хранителем пещеры, посвятившим ей свою жизнь был А.Г.Хлебников, который с 1914 по 1951 годы водил экскурсии, проводил работы по благоустройству и занимался исследованиями пещеры. Во многом благодаря этому замечательному человеку началось обустройство пещеры.

Пещера находится в гипсах и ангидритах кунгурского яруса пермской геологической системы, которые чередуются с пластами известняков и доломитов.

Кунгурская пещера сталактит

Сталактит растет сверху вниз

Эти породы образовались 260 миллионов лет назад в пермский период геологической истории Земли.

В те далекие времена здесь располагалось море, которое тянулось вдоль западного склона Уральского хребта до нынешнего Каспийского моря. В воде и на дне моря в несметном количестве обитали морские организмы. Отмирая, они оставляли скелеты и раковины, которые смешивались с донным илом, постепенно образуя огромные залежи. Так возникли пласты известняков в основании пещеры.

В связи с новым поднятием Уральского хребта море обмелело, оставив большие заливы. Климат в Предуралье в те времена был теплый, и вода в заливах испарялась. По мере того, как рассолы сгущались, на дно выпадал белый гипсовый осадок, ставший впоследствии горной породой - гипсом. На это ушел не один миллион лет.

Кунгурская пещера сталагмиты

Сталагмит - растет снизу вверх

Во второй половине пермского периода море ушло из пределов нынешней Пермской области.

Дождевые и снеговые воды проникали в толщу пород, растворяя их, создавая при этом многочисленные пустоты. В разработке гротов и галерей участвовали и воды реки Сылвы, вторгаясь во время паводков в глубину Ледяной горы. Это был длительный процесс, который тянулся не одну сотню тысяч лет.

Последующие периоды геологической истории были отмечены новыми поднятиями земли, в результате реки углубили свои долины и врезались в толщу окаменевших морских осадков. По крутым берегам выступали белые гипсовые и известняковые скалы, которые и ныне украшают природу Кунгурского района. Вслед за углублением речного русла снижался и уровень подземных вод. При этом старые пещерные галереи обрушивались и заполнялись обломками пород и глиной. Этот процесс растворения горной породы с выносом растворенного вещества называется карстом.

По определению ученых, возраст пещеры 10-12 тысяч лет. За это время в результате многочисленных обвалов своды большинства гротов пещеры приобрели куполообразную форму Обвалы наблюдаются и в наше время, особенно после наводнения. Например, в 1983 году в гроте Данте упал камень, сломав при этом глыбу гипса, которая запомнилась многим туристам тем, что напоминала чудовище. Однако за последние 80 лет посещения пещеры туристами не наблюдалось ни одного несчастного случая, хотя по ней прошли миллионы людей. Во многом благодаря горной службе, которая проверяет своды над тропой.

Ледяная гора

река Сылва и Ледяная гора

Кунгурская ледяная пещера находится в Ледяной горе.Ледяная гора входит в состав островной Кунгурской лесостепи, выделенной и описанной еще в XIX в. Этот островок лесостепи расположен в подзоне южной тайги. На высокой равнине, а также на покатых частях коренных склонов развиты темно-серые лесные среднеоподзоленные, среднесуглинистые почвы.

Поверхность Ледяной горы и Кунгурская Ледяная пещера тесно связаны друг с другом: через органные трубы и воронки на поверхности пещера дышит, благодаря легко проницаемым породам, в которых заложена пещера, на Ледяной горе растут степные растения. Поэтому памятники природы "Ледяная гора" и "Кунгурская Ледяная пещера" были объединены в 2001 г. в один историко-природный комплекс "Ледяная гора и Кунгурская Ледяная пещера", площадь которого составляет 106,5 га. На Ледяной горе запрещено рвать цветы, собирать лекарственные травы, вырубать деревья, разжигать костры. Помните: на местах вырванного или растоптанного растения остается голая каменистая осыпь.

Поверхность Ледяной горы покрыта карстовыми воронками. Это блюдцеобразные и конусообразные понижения с задернованными склонами или обрывистыми края Самые крупные воронки достигают 50 м в поперечнике и 10-15 м в глубину. Воронки по большей части сухие. Лишь немногие из них заполнены водой и представляют собой карстовые озера. Изредка встречаются неглубокие карстовые котловины с поперечником до 0,5-1 км.

Вторая по частоте встречаемости карстовая форма - провалы. На плиоценовых террасах их насчитывается около 120. 90% провалов имеют поперечник до 5 м, 10% - 5-10 м. Наряду с одиночными провалами встречаются группы провальных впадин разной величины.

В присклоновой части Ледяной горы имеются линейно вытянутые понижения с обрывистыми краями - карстовые рвы.

После снеготаяния на Ледяной горе возникают небольшие ручьи, исчезающие в понорах на дне карстовых воронок. Они поглощают и отводят в глубь массива до 35% выпадающих осадков.

Карстовые формы распределены неравномерно: местами они отсутствуют, а по соседству плотность их достигает 2000-3000 шт./км2. Нередко впадины образуют крупные скопления - "поля". Самое крупное "поле" расположено на северо-западной окраине Ледяной горы, в урочище Байдарашки.

В цифрах

Высотная отметка входа: 119,99 м.

Средняя мощность кровли: 65,0 м. Размеры пещеры: Протяженность ~ 5,7 км. Амплитуда – 30 м (+27 м / -3 м). Площадь – 65,0 тыс. м2. Объем – 206,0 тыс. м3.

Количество гротов

48 шт. (самые крупные – грот Географов, ~50 тыс. м3, на маршруте – грот Великан, ~45 тыс. м3). Количество озер

70 шт. (самое крупное Большое подземное озеро, площадь 1460 м2). Количество органных труб

146 шт. (самая высокая в гроте Эфирный, 22 м). В гроте Дружбы Народов

Средняя температура воздуха: +5,0°С. Средняя температура воды в Большом озере: +5,2°С. Средняя влажность воздуха: абсолютная: 8,3 мб, относительная – 100% . Средний газовый состав воздуха: О2 – 20,47; N2 – 78,38; СО2 – 1,15 об. %. Гамма-фон, мкР/час: 5 (зима), 26 (лето).

Средняя минерализация воды, мг/л и ее гидрохимический тип

капель из трещин: 1925, СК.
Кунгурская пещера озеро

Подземное озеро

капель из органных труб: 1822, СМК.капель со сводов: 2130, СК-

СМК.вода в Большом озере: 2170, СК.вода в р. Сылва: 510, СГМК.Минимальная температура воздуха грот Бриллиантовый: -32,0°С; грот Вышка: -17,7°С; грот Скульптурный 0,0°С. Протяженность подземного маршрута

по Большому кольцу 1300 м, по Малому кольцу 1250 м Среднее время прохождения маршрута, часы-минуты: 1-20 – 1-30.

Среднее количество посетителей (1924-2000 гг.): 80 тыс чел. Максимальное количесто посетителей (1980 г.): 201,5 тыс. чел.