ФЭНДОМ

В Древнем Риме разыгрывались морские сражения, называвшиеся наумахии.

Так, по приказу Юлия Цезаря в 46 году до н.э. для наумахии на Марсовом поле в Риме было выкопано целое озеро (понятно, что зрелища такого рода были дорогим удовольствием и устраивались довольно редко). В наумахии Цезаря участвовало 16 галер и 2 тысячи гладиаторов. Этот рекорд продержался почти полстолетия - во втором году н.э. император Октавиан Август организовал наумахию, в которой участвовало 24 боевых корабля и более 3 тысяч гладиаторов. Было разыграно морское сражение при Саламине между греками и персами.

Но и это был не предел. Император Клавдий устроил наумахию на озере неподалеку от Рима. Туда было спущено 50 боевых кораблей. Общее же число участников этого нешуточного сражения составило 20 тысяч человек. Это войско смертников было составлено из преступников, которых для этой цели освободили из тюрем. Опасаясь мятежа, Клавдий приказал стянуть к озеру регулярные войска, которые стояли по берегу и препятствовали возможной высадке десанта. Холмы, окружавшие озеро, образовывали естественный амфитеатр, и расположившимся на них зрителям а их набралось до полумиллиона; почти все взрослое население Рима - открывалось это неповторимое зрелище.

Эта наумахия продолжалась с десяти утра до четырех часов дня. В ходе схваток погибло около 3 тысяч участников, остальных Клавдий п
Juegnaum3
Naumachia
Post11161 img1 3
омиловал, кроме гладиаторов с двух или трех кораблей, которые, по мнению публики, пытались уклоняться от активных сражений. Превзойти наумахию Клавдия никому из последующих императоров не удалось. И хотя Клавдий ничем особым себя не проявил как государственный деятель, но в памяти римлян остался как один из лучших правителей именно благодаря этому зрелищу.

Император Тит, во время правления которого было завершено строительство Колизея, приказал на открытии этого грандиозного сооружения умертвить несколько тысяч его строителей - императоры словно соревновались друг с другом: кто удивит сограждан более кровавым зрелищем.

Другой римский император - Коммод - прославился тем, что сам принимал участие в гладиаторских боях. Правда, есть все основания считать, что его бои были не совсем настоящие, и сам он опасности не подвергался, чего не скажешь выходивших против него гладиаторах. Зрителям не нравились такие «подставки». И гладиаторская (впрочем, как и императорская) карьера его довольно быстро закончилась: он был убит заговорщиками, прожив чуть более тридцати лет.

К концу III века гладиаторские игры стали приходить в упадок. Римская империя трещала под ударами варварских племен, и правителям было уже не до устройства дорогостоящих игр. Около 400 года н.э., когда до окончания падения Рима оставалось 70 с небольшим лет, гладиаторские игры были запрещены.