ФЭНДОМ

Ритором называют человека, профессиональная деятельность которого состоит в создании публичных
Ярит

Риторы Древнего Рима.

высказываний. Ритором является пропо­ведник, философ, судебный оратор (обвинитель, защитник, судья), поли­тический или общественный деятель, преподаватель, литератор-публицист.

Поскольку ритор постоянно выступает перед аудиторией и стремится быть влиятельным, в обществе складывается суждение о риторе, которое основано на содержании и форме его публич­ных произведений, мировоззрении, профессиональной подготов­ке и компетенции, общественной позиции и взглядах, характере поведения и внешнем облике, семейных и деловых связях, отно­шении к другим риторам. Это мнение о риторе формируется по мере его включения в общественную деятельность и, установив­шись, определяет оценку обществом любого выступления, пред­ложения или поступка ритора. Начиная с некоторого момента общественной карьеры, изменить общественное мнение о риторе практически невозможно, тем более, что сам ритор постепенно срастается с собственным образом и оказывается не в состоянии высказаться или поступить вопреки ему.

Образ конкретного ритора складывается в аудитории на осно­ве собственной деятельности ритора, ее публичных оценок, срав­нения речевых действий различных лиц, но, что самое важное, -на основе общего идеального образа ритора, который сформиро­вался в ходе развития культуры общества.

Это значит, что действия ритора должны соответствовать, в первую очередь, представлению общества о том, каким следует быть, по выражению Квинтилиана, «достойному мужу, готовому к речи».

Нормативный образ ритора предстает в различных вариантах: одно дело образ проповедника и духовного наставника, как, на­пример, святителей Филарета Дроздова, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, святого праведного отца Иоанна Кронштадского; иное дело образ главы государства, как царей Ивана Грозного, Алексея Михайловича, Петра Великого, Екатерины И, или государственных деятелей, как А. М. Горчакова, П. А. Столыпина; иное дело образ ученого - М. В. Ломоносова, Н. И. Пирогова, Д. И. Менделеева, И. П. Павлова. Различаясь характером деятельности, общественным положением, содержа­нием произведений, все эти деятели обладают, однако, общими чертами, которые делают их выразителями общественного идеа­ла ритора, свойственного русской культуре.

Составляющие образ ритора.

Образ ритора отра­жает основные свойства риторической аргументации, которые обозначаются в риторике терминами пафос , логос, этос