ФЭНДОМ

Северная Двина начала прокладывать свой путь к Двинской губе Белого моря еще в период таяния ледников. Тогда течению препятствовала Холмогорская моренная гряда, образованная из нанесенных смещающимися ледниками отложений. Поначалу река растекалась по Кулой-Пинежской долине, но в конце концов ей удалось пробить себе дорогу через гряду.
D36409bedbd984a16d785d16a6f4822f full

Двина

Осваиваться славянами территории вблизи рек Сухоны и Северной Двины начали в XI в. — ранее, при великом князе Святославе Игоревиче (ок. 942-972), восточные границы русских княжеств проходили от Ладожского озера к Ярославлю, затем к Мурому и Курску. К XIII в. река протекала уже по территории княжеств Руси.

До XX в. Северная Двина была загруженным путем сообщения с Западной Европой. Значительная доля грузоперевозок осуществлялась по воде, а с середины XIX в. по Северной Двине стали осуществляться и пассажирские перевозки.

В период Второй мировой войны река стала одним из главных маршрутов ленд-лиза: в рамках программы помощи союзникам США поставляли вооружение, продукты и сырье. К Архангельску и Мурманску направлялись так называемые арктические конвои, среди которых был и печально знаменитый PQ-17, направленный в СССР летом 1942 года. Только 11 из 35 грузовых судов достигли цели: из-за дезинформации о приближении немецкого линкора «Тирпиц» корабли рассеялись, и часть из них была уничтожена немецкими подлодками.

И в наши дни Северная Двина осталась рекой-труженицей: по-прежнему берет на себя значительную часть работы по транспортировке грузов, а пассажирские перевозки она уступила поездам и самолетам.Начало свое Северная Двина берет неподалеку от Великого Устюга, на месте слияния двух рек: Сухоны, самой длинной реки Вологодской области, и Юга. Участок длиной в 74 км до слияния с рекой Вычегдой носит название Малой Северной Двины. На первый взгляд это имя кажется вовсе неоправданным: в некоторых местах расстояние между берегами достигает трех-четырех километров и более. Течение здесь спокойное, неторопливое, и даже в период половодья река почти не отклоняется от своего обычного маршрута. Но в районе города Котласа в Архангельской области в Северную Двину впадает Вычегда, и там уже начинает свой путь Большая Северная Двина, бурная, каждый год образующая новые рукава и полой (заливные места).
На протяжении всех 744 километров своей длины Северная Двина судоходна, здесь стоят портовые города и многочисленные верфи. Самый главный порт реки город Архангельск, расположенный неподалеку от места впадения Северной Двины в Двинскую губу Белого моря. В XVI в. на этом месте шла бойкая торговля с иностранными купцами, в основном из Англии и Голландии. В 1584 году по указу Ивана IV Грозного здесь была возведена крепость, чуть позже названная Архангельским городом. Своим появлением город обязан угрозе нападений на Русь со стороны Швеции. На протяжении всей своей истории Архангельск был центром торговли с другими странами, причем ко времени начала правления Петра I в конце XVII в. город был единственным морским портом государства, и именно здесь началась история отечественного кораблестроения. UPD■ По одной из теорий, слово «двина» имеет индоевропейское происхождение и означает «двойная река».
■ Северная Двина очень богата рыбой, здесь водятся окунь, щука, карась, налим, лещ, хариус, и другие виды рыб.
■ В начале прошлого столетия около 92,8% грузов в Архангельск ввозилось именно по Северной Двине, и только 2,3% — по железной дороге.
■ В устье Северной Двины было отмечено появление китайских мохнаторуких крабов. Этот вид членистоногих уже успел приобрести дурную славу. Дело в том, что нередко крабы выкапывают норы под гидротехническими соооружениями.
■ Колесный пассажирский пароход «Н.В. Гоголь» (построен в 1911 году) продолжает трудиться на Северной Двине. Это самое старое из находящихся в эксплуатации пассажирское судно России.