ФЭНДОМ

Выпускали, выпускаем и выпускать будем. Лучшая соль в мире (по химическому составу) ОАО "Сильвинит" (пока не объединили с Уралкалием, так называется).

Ясоль

А украинская?
Скорее всего имеется ввиду Артем-соль. Морское происхождение этих шахт под большим вопросом, поскольку в недрах нет классической геологической колонки отложений солей Древнего моря. У нас же на Верхнекамском месторождении, 400 метровый слой создавался 50 миллионов лет оседанием Пермского моря. Имеет такую структуру:

Ясоль1

Самая полезная - каменная соль (имеет она обычно сероватый оттенок), в ней сохранено кодовое соотношение всех микроминеральных веществ. Выварочная соль теряет все свои свойства, поскольку выпаривание пищевой соли из рассола разрушает код соотношений минеральных веществ в соли. Но она хороша для приготовления горячих блюд, поскольку при нагревании каменной соли код соотношения микроэлементов тоже разрушается.

Главный мировой поставщик оливок и оливкового масла - Тунис. Не потому, что здесь на каждого жителя приходится примерно по 30 олив, а потому, что почвы Туниса имеют уникальные соли, что придает оливкам своеобразный вкус.

Также финики, произрастающие в Тунисе считаются лучшими в мире. Опять же, из-за солей.

В январе уровень воды Средиземного моря поднимается и большие площади заливаются этой водой. В России такое явление можно сравнить с заливными лугами, канувшими в небытие вместе с проклятым царизмом.

Весной вода уходит, оставляя покрытые солью площадки. Цвет этих площадок имеет фантастические, нереальные для естественной природы цвета: красный, зеленый, синий...

Теперь, как говорится, подробности:

Соль (поваренная соль, хлористый натрий), NaCl, химическое соединение, состоящее из 39,32 частей натрия и 60,68 частей хлора, образуется при горении натрия в хлоре, или при разложении углекислого натрия (сода) соляной кислотой (хлористым водородом). Соль поваренная кристаллизуется в безводных кубах, заключающих в себе немного маточного раствора, вследствие чего они и растрескиваются при нагревании. При температуре 10° поваренная соль кристаллизуется в больших шестисторонних табличках, распадающихся при нагревании на воду и кубики. Чистая соль не делается влажной на воздухе, плавится при 772° и испаряется при высшей температуре, особенно при токе воздуха; при затвердевании кристаллизуется в кубах. Удельный весь ее 2,15.

Раствор с 26% соли замерзает только при —18,43°. Насыщенный раствор кипит при обыкновенном давлении при 109,7° и заключает в себе 28,75% соли. Насыщенные растворы соли можно концентрировать замораживанием, причем вода при низких температурах выделяется в виде льда. Образование льда происходит при низшей температуре, чем замерзание воды и тем низшей, чем раствор крепче, причем лед всегда содержит немного соли. При растворении соли в воде объем раствора делается меньше (на 24,5% объема твердой С.) объема обоих тел до их соединения.

Добыча соли.

Соль встречается в природе растворенной в воде океанов, морей и соляных озерах (Каспии, Аральском море, Мертвом море, Утах), в соляных источниках и реках (Каризаха, впадающая в Эльтонское озеро, Rio ensalado в Чили, вода которой содержит до 32% хлористых соединений). В твердом состоянии встречается в виде каменной соли, стенной и в пустынях. Каменная соль играет значительную роль в образовании земной коры. Во многих странах встречаются громадные залежи и штоки чистой каменной соли, ангидрита, доломита, мергеля, гипса, содержащих соль. Чистые пласты соли бывают часто покрыты слоем соленосной глины и во многих местах находятся друг над другом слои чистой каменной соли, чередуясь со слоями глины. Оксениус объясняет образование залежей каменной соли существованием глубоких морских заливов с приблизительно горизонтальным проливом, который допускает воду морей только постольку, поскольку в продолжение известного времени может испариться воды с поверхности залива.

При сухом и теплом климате и сильном испарении, в проливе образуется концентрированный и следовательно более тяжелый раствор соли, который постоянно стекаете в глубину залива. Из получающегося здесь концентрированного раствора соль выделяется в кристаллах. После того как таким образом образовалась залежь соли и сверху покрылась более растворимыми солями маточного раствора, должен образоваться круговой процесс, когда сверху в проливе втекает в залив морская вода, снизу вытекает маточный раствор. Первая при смешении с концентрированным раствором осаждает гипс и полигалит, и чем долее длится этот период, тем больше будут покрывавшие слои гипса или ангидрита. Если в этот период залив отделится от моря, то маточный раствор кристаллизуется поверх слоев гипса и ангидрита. Некоторые залежи соли (Стасфурт, Калуец) покрыты мощным слоем солей кристаллизовавшегося маточного раствора (Abraumsalze), хотя очень часто они снова смываются и остаются только следы их.

В Германии находятся большие залежи соли, достигающие 1500 метров мощности, тянущиеся от Гельголанда до Иноврацлава и образуюшие залежи Стасфурта, Эрфурта и др. Кроме того, имеются залежи в Вюртемберге, Эльзасе, Лотарингии, Зальцбурге и др. В Австро-Венгрии залежи имеются в Тироле, Зальцкамергуте, большие залежи Велички, Боснии, Стебника и Зланины, Сугатаге и Зибенбюргене. В Румынии имеются залежи в трансильванских Альпах. Кроме того, в Испании есть залежи в Каталони и Кордове, в Итали (Сицилия), в Швейцарии (Бекс), Франции (Meurthe et-Moselle, Юре, Ариенсе, Нижних Пиренеях), в Англии (Bleshiere, Middler borough on Tees). Poccия очень богата залежами каменной соли, наиболее важными являются залежи Брянских месторождений, Екатеринославской губ., Илецкой защиты Оренбургской губ., Кульпинские, Нахичеванские, залежи Карсской области, Пермской губ., Астраханской губ. и различных местностей Сибири.

Каменная соль встречается почти во всех формациях (от слюдяного сланца до третичных отложений) обыкновенно в сопровождении ангидрита и гипса. Многие залежи прямо выходят на поверхность земли, другие открыты благодаря буровым работам. Разработка месторождений чистой каменной соли обыкновенно ведется штреками. Различаются также выработки бутыльчатые, применяемые в Румынии и Венгрии, и столбовые, употребляющиеся в Стассфурте и на Брянских копях. Разработка облегчается тем, что каменная соль является очень прочным матерьялом и позволяет работать без креплений. Каменная соль бываете часто совершенно бесцветной и легко распадается на блестящие кубики или же образует желтоватые, красноватые и зеленовато-бурые кристаллические массы, содержащие окись железа, глину, инфузории и пр.

Воды морей в 1 куб. метре содержат в среднем 26-31 кг. хлористого натрия, 3-7 кг. хлористой магнезии, 0,5-6 кг. сернокислой магнезии, 0,14-6 кг. сернокислой извести, 0,0111 кг. хлористого калия. Многие соляные озера в жаркое время года осаждают большие количества соли в виде скоплений, которые легко добываются (Эльтонское озеро, Утах, Кара-Бугаз). На юге России пользуются естественными заливами и лиманами для испарения морской воды, пока не образуется слой соли от 2 до 30 см. толщины. В местах жаркого климата на берегах морей добывается большое количество соли из морской воды, как например, в Португалии, Испании, Франции на берегу Средиземного моря (Лангедок) и Атлантического океана, в Италии, Далмации, Истрии и в Соединенных Штатах. Для этого устраивают выложенные глиной загородки с большой площадью испарения, образуя систему плоских бассейнов, наполняемых морской водой насосами, или отгораживая заливы. В них сначала осаждается окись железа, затем гипс и за ним начинается кристаллизация поваренной соли. Соль осаждающаяся сначала, бывает самой чистой и идет для стола. В конце лета кристаллизационные бассейны высушивают, складывают соль в кучи и подвергаюсь ее действию влажности воздуха, чем очищают ее от маточного раствора и если желают получить ее в совсем чистом вид, ее перекристаллизовывают. Обыкновенно получается 80-85% соли, заключающейся в морской воде. При большем испарении получается смесь хлористого натрия и сернокислой магнезии, доводя которую до состава 2NaCl + MgS04, растворяя в воде и охлаждая ледяными машинами до -6°, заставляют кристаллизоваться глауберовую соль Na2SO4. Последний маточный раствор зимою дает горькую соль MgSO4. При дальнейшем испарении летом получается поваренная соль, сернокислая магнезия, каинит, а остающийся раствор перерабатывают на бром.

Поваренная соль почти всегда содержит небольшие количества сернокислых и хлористых соединений натрия, кальция, магния и калия, реже и только следы окиси железа и бромистых соединений калия и натрия. Вследствие содержания хлористого кальция и магния она делается на воздухе влажной. Содержание воды не должно превышать 6%.

Поваренная соль очень распространена в животных организмах и в жидкостях последних в преобладающем количестве сравнительно с другими минеральными веществами. Содержание ее в крови обыкновенно постоянно и не зависит от питания. Особенно богаты ею слюна, желудочный сок, слизь, гной и воспалительные эксудаты. Вся поваренная соль является из пищи и выходит из тела с мочой, экскрементами, отделениями рта, носа и потом. Нормальный человек весом в 64 кг. выделяет в день с мочою 11,9 граммов поваренной соли, переводя часть ее в другие соединения в теле. Соль действует в теле, во-первых, своим влиянием на диффузионные процессы, она главный фактор движения жидкостей и служит источником для образования соляной кислоты желудочного сока. Прибавление ее к еде вызывает увеличение пищеварения и человеческий инстинкт признает прибавление ее как нечто необходимое, что развито у всех народов во все времена.

Заслуживает внимания то обстоятельство, что поваренная соль необходима животным, питающимся растительной пищею и не питающимся мясом. С химической стороны поваренная соль в организме дает соляную кислоту в сок желудка; возможно, что она находится в тесной связи с образованием клеток. Количество поваренной соли, нужное в год для человека, считается в 7,5 кг. О действии поваренной соли в растительном царстве мало известно определенного, но избыток ее вредит семенам и образует неплодородную почву. В некоторых случаях она полезна тем, что переводит в растворимые соединения нужные для растений соли кальция, фосфаты и др., который употребляются для удобрения.

В технике, поваренная соль идет для приготовления соды, хлора, нашатыря, в металлургии для хлорирующего обжигания серебряных руд и бедных медных, при приготовлении алюминия, для получения натрия, для мыла, при приготовления табаку, минеральных вод, ванн, для глазирования глиняных изделий, для консервирования дерева кораблей и шпал, для соления рыбы, мяса, масла. В сельском хозяйств поваренная соль идет для удобрения и корма скота.

24072009(019)