ФЭНДОМ

Происхождение названия реки, давшей название городу, объяснить непросто. Считается, что впервые
Ясочи

Герб города

слово «Сочи» записано турецким путешественником Эвлия Челеби в 1641 году. Так Челеби назвал убыхское племя, от которого получила имя и река, на берегах которой оно поселилось.

Очевидец этих мест, английский шпион Джемс Станислав Белль описал берега Сочи во времена убыхов: «... Гассан-Бей отвёл меня в деревушку, расположенную на восточной стороне долины Саше... я смог уже получить понятие о красоте и местоположении этой долины. Она имеет от пяти до шести миль в длину и приблизительно милю в ширину. С каждой стороны её окаймляют холмы с отлогими склонами, а с севера она закрыта высокими горами... Через неё извивается чистая широкая речка, среди богатых лугов, только что начинающих покрываться дикими красивыми цветами и украшающими ещё более фруктовыми деревьями: яблонями, грушами, грецкими орехами... каких я ещё не видел, но больше всего меня поразил холм на западной стороне, который почти на протяжении мили покрыт одним из тех сплошных виноградников, которые я уже несколько раз описывал, а вокруг одиноких деревьев вилась спиралью гигантская лоза. Этот виноградник, как и остальные без всякой загородки и являются общим достоянием соседей. В средине долины разбросаны ещё четыре больших аула, а несколько других выглядывают из лесистых холмов, окружающих её. Вход в долину со стороны берега хорош и защищён старой стеной, оставшейся от старой крепости...».

А вот описание этого же места в замечательных мемуарах «Из воспоминания старого эриванца» Апполинария Фомича Рукевича: «Около трёх часов мы подошли к Сочи. Невысокий берег тут расступался и образовывал широкую долину, по которой текла горная речка Сочи-Пста, дававшая название всей местности. Правая, южная сторона долины, несколько выступавшая вперёд, оканчивалась террасой, на которой среди высоких каштановых и ореховых деревьев белели сакли горского аула. В глубине долины зеленели лесистые горы, а далее за ещё более высокими, но уже синими и лиловыми хребтами, ярко сверкали снежные вершины... Эта чудная панорама навсегда запечатлелась в моей памяти».

Владельцем аула Саше в начале 19 века был Аубла-Ахмет, под властью которого на побережье, между устьями рек Мица (Мацеста), Сочи и Псахе находилось около 700 дворов. Аубла-Ахмет имел свою собственную, небольшую, но очень хорошо оснащённую бригантину, прослывшую среди русских моряков неуловимой.

В ауле Саше находились склады турецких товаров, которые находились под охраной Аубла-Ахмета, который столь «ревностно защищал интересы турецких купцов», что «в любой момент готов был поддержать их вооружённой силой».

Ещё одна местная знатная убыхская фамилия – Дагомуковы – владела землями выше в горы – в районе нынешней Пластунки. Именовалось селение – Мутыхуасуа.

В разгар Кавказской войны, а именно 13 апреля 1838 года, русская эскадра, которой командовал контр-адмирал Фёдор Герасимович Артюков, высадила в устье реки Сочи десант.

Десантом руководил генерал-майор Андрей Михайлович Симборский

21 апреля 1838 года Симборский закладывает крепость, названную позже Александрия (в честь жены Николая I). Позже она переименовывалась в Навагинское укрепление, ещё позже – в Даховское. К началу 20 века посад, ставший в 1917 году городом, стали именовать по названию реки - Сочи. (Хотя это название употребляли наравне с Даховское и намного раньше).

По окончанию Кавказской войны убыхи были выселены с побережья. Русское правительство обеспечивало этой мерой спокойствие от мятежей на новых границах империи.

Начинается новый, мирный этап освоения сочинских берегов. В начале 70-х годов 19 века земли здесь приобретают москвичи, составившие под председательством агрономов, братьев Верещагиных целое товарищество.

Новые сады сажает здесь прусско-подданный Рейнгольд Иоганнович Гарбе. Посадил он сад миллионеру Мамонтову (вилла «Вера») на левом берегу реки, помог Хлудову в развитии садоводства и виноградарства – на правом берегу. Был некоторое время Гарбе посадским старостой, так что его можно даже считать первым сочинским «мэром». («Мэрили» они на пару с Айвазовым).

Имя Хлудова сочинцы вспоминают в связи с историей парка «Ривьера», но его земли были значительно больше нынешней территории парка. Хлудовская сторона – это и нынешние улицы Гагарина, Цветной бульвар, Чайковского, и вся гора Виноградная, которая из-за виноградников Хлудова и получила своё название. При убыхах она была Шхангирейпацуареху.

[1]

Вид с горы Виноградной в 1913 г.

В.А. Хлудов не был удачлив в делах. Разорился он из-за краха «финансового пузыря» того времени – акционерного общества «Сталь». Неудачным оказалось и его сочинское хозяйство – для масштабных затей не хватало просто-напросто рабочих рук. Большая часть урожая фруктов оставалась неубранной, плохо был организован уход за виноградниками. Имение у Хлудова приобретает Министерство Земледелия и Государственных Имуществ. Затем с выгодой продаёт земли частями. На полученный капитал обустраиваются дороги, парк, строит Абазинский бульвар на самой набережной реки. Назван был бульвар в честь Николая Савича Абаза – инициатора создания в Сочи курорта. Теперь эта улица носит имя П.И. Чайковского.

[2]

Хлудовская экономия 1894 год.

В 1916 году на этом берегу реки Сочи снимались первые кадры фильма «Умирающий лебедь» с участием звёзд российского кино – В. Каралли и В. Полонского.

На Хлудовской стороне в 1909 году открыт первый сочинский санаторий «Кавказская Ривьера». Правый берег реки, кстати, тогда не входил в границы посада Сочи. Когда впервые стали обсуждать возможное присоединение, жители Хлудовской стороны выступили против этой идеи, считая свой район гораздо более обустроенным (да и налоги не хотелось платить). Летом 1917 года Хлудовская, а также и Верещагинская стороны вошли в состав Сочи, ставшего, наконец, городом.

На Хлудовской стороне Сочи в 30-е годы 20 века расположился Сочинский аэродром ( нынешний Цветной бульвар ). Самолёты летали в Ростов, Москву, Сухуми и другие города страны. Во время войны отсюда летали самолёты По-2, возившие грузы партизанам Крыма. После войны главным аэродромом стал Адлерский. На сочинском же аэродроме расположилось разом несколько футбольных полей. Сочинские болельщики чуть-ли не разрывались на части, когда одновременно на соседних полях играли лучшие футбольные команды страны, приезжавшие на сборы. Во время Н.С. Хрущова на «бывшем аэродроме» стали строить первые сочинские пятиэтажки. Сейчас их иронически называют «хрущёвками», но тогда тысячи сочинцев были счастливы, получив в них отдельные квартиры.

В 1961 году после своего полёта Юрий Алексеевич Гагарин посадил рядом с этими пятиэтажками саженец гималайского кедра. Улица Ореховая получила имя первого космонавта Земли.

[3]

Улица Гагарина в 1961 году.

[4]

Выше Хлудовских земель по течению реки располагалось селение Навагинка (или Колонка). Поселились там переселившиеся в Сочи немцы. Староста Навагинки Адольф Карлович Шпарман вспоминал: «Высочайшим указом 1868 года было предложено желающим заселить Кавказ. Многие заинтересовались этим краем; многие бросали свои насиженныя места и устремились в малоизвестную страну, между этими многими оказались и те 32 семейства, которые 6 мая 1869 года высадились на берегу Чёрного моря и основали так называемую ныне Колонку. В то время я был ещё совсем маленьким, но все пережитое нами твёрдо сохранилось в моей памяти. Когда мы вышли на берег, нас любезно встретили с хлебом-солью генерал Пиленко, полковник Вождакин и попечитель края Никифораки...

На отведённой нам земле, в четырёх верстах от гор. Сочи, в деревне Навагинке, нам пришлось самим разбивать усадебные участки по 15 десятин каждый, которые мы разделили между собою по жребию.

Моему отцу достался самый худший участок, с глинистой почвой, покрытой камнями, изрезанный бесчисленными оврагами и заросший непригодным лесом и колючками...

Спустя несколько десятков лет в трудах по садоводству, огородничеству и сельскому хозяйству я приобрел громадный опыт по всем этим отраслям».

Навагинка стала для Сочи главным поставщиком молока, овощей и отчасти фруктов.

Сейчас этот район называют вертодромом. В Сочи вертолётные линии были открыты в 1959 году. Самая первая площадка для вертолётов была на старом аэродроме (где теперь улица Гагарина), садились вертолёты, доставлявшие из Адлера свежую почту, на Театральной площади, а затем построили вертодром на Навагинке. Павильон для пассажиров открыли тут 30 июля 1961 г. Возили вертолёты пассажиров вдоль всего Черноморского побережья, доставляли пассажиров из Сочи в Адлерский аэропорт для пересадки там уже на самолёты. Сейчас на вертодроме осталась лишь небольшая площадка для вертолётов МЧС.

Ещё выше в горы на берегах реки Сочи расположен Завод строительных материалов. Тут же, прямо в долине реки – Пластунский карьер. Кстати, в 30-е годы 20 века тут начинали строить Сочинскую гидроэлектростанцию, но позже, из-за неудачной геологии местности, от этой идеи отказались. Кстати, выше Пластунских ворот начинается... Хостинский район г. Сочи. Так уж причудливо проведены сейчас административные границы сочинских районов.

В нашем рассказе уже было упомянуто селение Мутыхуасуа. Жил здесь вождь убыхов Хаджи Берзек Керантух Дагомуков, который многие годы вёл беспрерывную войну с русскими.

Сразу же после последних боёв Кавказской войны на этом месте были поселены две роты русских солдат. Для выбора новых мест для поселений сюда в 1865 году был командирован Иван Иванович Орехов, оставивший свои воспоминания о Пластунке.

Осмотрел Орехов местную достопримечательность – «кунацкое дерево». То был старый гигант – белолистка: «Вышиной не менее двадцати сажен и толщиной больше полутора сажени в диаметре. Внутренность дерева совершенно выгнила и представляла пустоту, одетую только крепкой толстой корой. В нем проделано было одно большое четырехугольное отверстие, наподобие двери, и два поменьше, как будто окна. В дупле десять человек смело могли спрятаться. Большего, то есть более толстого дерева, мне не удавалось в своей жизни видеть».

С командиром одной из рот – Николаем Николаевичем Кушаковым, Орехов осмотрел первые солдатские постройки: «Все они были не что иное как лачужки, слепленные на живую руку из материалов покинутых горцами аулов. Иные напоминали формою избы, другие были землянки с досчатыми крышами. Множество досок и другого лесу лежало в кучах. Около шалашей похаживали солдаты». Для хозяйственных целей солдатам выдали сотню ишаков. Такое «приобретение» не особо понравилось. Переходить многочисленные речки и ручьи ослы не могли, перебраться через упавшие деревья – тоже. Солдаты в буквальном смысле на руках носили через препятствия своих «помощников по хозяйству».

В поисках новых мест Орехов отправился выше по реке, где ему очень понравилась местность Ажек, куда вскоре была переселена одна из рот.

Спустя несколько лет русские солдаты либо погибли от болезней, либо ушли из этих мест, не сумев приспособиться к жизни в непривычной местности. В Пластунке селятся переселенцы-грузины.

В корреспонденции в газете "Шрома" 1882, №15 сказано: «Считаю приятной обязанностью сообщить, что те 63 человека, переселившиеся из Лечхума и поселившиеся вблизи Сочи, о которых я вам ранее сооб­щал, по рассказам прибывшего оттуда, очень хорошо живут. Дай Бог!».

На берегах реки Сочи выше Пластунки известно множество исторических и природных памятников.

Ореховский водопал стал известен публике в 1910 году благодаря местному фотографу-любителю И.Г. Сутковому.

[5]

Фото Суткового

В месте впадения в Сочи Агвы известна стоянка с мастерской кремневых изделий и руинами средневековой часовни. На левом притоке - р. Ац известна пещерная стоянка каменного века и средневековая сторожевая башня, контролировавшая путь, ведущий в сторону Красной Поляны.

У Ажека сохранился дольмен. Кроме того, тот же Ажек знаменит историей золотых приисков. Обнаружил золото в притоках реки Сочи местный геолог-самоучка, колхозник села Навагинка Тимофей Григорьевич Семёнов. Устроен был в апреле 1935 года прииск, работала драга. План добычи драгоценного металла перевыполнялся. Находили и довольно крупные самородки (85 грамм, 234 грамма).

Добраться до истоков реки Сочи сможет далеко не каждый желающий. Уж очень трудные тропы ведут от Ажека к верховьям реки. Самые истоки реки Сочи – южные склоны горы Большая Чура, откуда воде приходится проделать свой путь в 47 километра до Чёрного моря.

[6]

[7]

Фото 1947 года

По материаламhttp://sochived.info