ФЭНДОМ

Rid fascia
Фа́сции
(лат. fasces) (иначе фаски, фасцы, также ликторские пучки) — атрибут власти царей, в эпоху римской республики — высших магистратов.

Перетянутые красным шнуром либо связанные ремнями пучки вязовых или берёзовых прутьев. Первоначально символизировали право магистрата добиваться исполнения своих решений силой. Вне пределов города в фасции втыкался топор (часто секира), символизировавшие право магистрата казнить и миловать подданных (внутри городов высшей инстанцией для смертных приговоров был народ). Право ношения фасций закреплялось за ликторами Впоследствии, в геральдике, ликторские фасции стали символизировать государственное и национальное единство, также воспринимаются как символ защиты государственности. В такой трактовке они используются в наше время множеством государств и организаций.

Предполагается, что прототипом фасций был персидский барсман — ритуальный пучок перевязанных прутьев тамариска, который держал в руке священнослужитель во время зороастрийской литургии. По другой версии, фасции— инструмент телесных наказаний (розги), вместе с топором— инструментом смертной казни, поскольку ликторы выполняли функции палачей.

Изображение фасций можно встретить (как архитектурный элемент) во многих постройках XVIII—XIX века, на некоторых монетах Второй мировой войны: (итальянских, албанских периода итальянской оккупации и французских периода правительства Виши).

В XVIII веке символика внедрилась в США и Франции. Сегодня символы фасции можно отыскать на гербе Франции, монете, памятнике Линкольну, печати Сената и по сторонам трибуны Палаты Представителей Соединённых Штатов Америки.

Бенито Муссолини, ведомый идеей восстановления Римской империи, избрал после Первой мировой войны фасции символом своей партии, откуда и появилось её название— фашистская.

Символ ликторской фасции используется на эмблеме Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ (ныне Федеральная служба исполнения наказаний).

В некоторых местностях изготовление, распространение или демонстрация изображений фасций могут быть запрещены законом. Так, например, в Москве с 1997 по 2002 действовал закон, предусматривающий административную ответственность за это (фасции упомянуты в явном виде).

Также фасции используются на гербах некоторых вузов МЧС Украины и СБУ.