ФЭНДОМ

Черному морю есть чем гордиться. за миллионы лет оно неоднократно меняло свой облик, вступало в брак с морями и океанами, пережило самую знаменитую библейскую катастрофу и вышло из нее еще более красивым, обновленным, богатым, гостеприимным, ласковым, мудрым.
010

Черное море 250-40 млн. лет назад

Десятки миллионов лет тому назад в районе современных морей Средиземного, Мраморного, Черного, Азовского, Каспийского и Аральского простирался залив древнего громадного моря Тэтис. Так это море называют по имени богини моря, дочери Нептуна Фетиды (Тетиды). Залив состоял из двух частей западной — современное Средиземное море и восточной — остальная часть. Западная часть была соленой, а восточная опресненной, поскольку в нее стекало много рек. Страшные, чудовищные доисторические рыбы и ящеры царствуют в его глубинах.

13-10 млн. лет назад

Около 13 миллионов лет тому назад при образовании Альпийских гор связь между двумя частями моря Тэтис прервалась. На месте восточной части залива Черное море вместе с Каспийским и Аральским морями образуют Сарматское опресненное море. Огромные горные хребты подняли свои вершины из глубин океана, разорвав его на части,- Крым и Кавказ это всего лишь неприметные острова посреди бушующих волн. Спустя 3 миллиона лет эволюционных изменений его акватория значительно уменьшилась, а соленость возросла. Каждое изменение солености, естественно, сопровождалось массовым вымиранием обитателей этого водоема.

8 млн. лет назад

8 миллионов лет назад образовалось Понтическое море. Оно включало в себя современные Черное и Каспийское моря. Современные вершины гор Кавказа и Крыма продолжали оставаться его островами. Понтическое море было практически пресным. Более пресным, чем даже Каспийское море сегодня.

1-3 млн. лет назад

1-3 млн. лет назад пресное Черное море заключает в объятья соленый океан, образуя Меотическое море, но суша продолжала подниматься и миллион лет назад навсегда разделила Черное и Каспийское моря. Каспийское море так и осталось опресненным.

18-20 тысяч лет назад

В это время, на месте Черного моря, возникло пресное Новоевксинское озеро-море

Черное море 6-8 тысяч лет назад

Последнее соединение Черного и Средиземного моря произошло примерно 8 тысяч лет назад и носило катастрофический характер. Сильнейшее землетрясение раскололо сушу. Возник современный пролив Босфор. Огромные массы соленой средиземноморской воды устремились в котловину Черного моря, вызывая гибель огромного количества пресноводных обитателей. Их погибло так много, что разложение остатков их организмов в глубине моря, лишенной кислорода, создало тот первоначальный запас сероводорода, который продолжает существовать до сих пор. Черное море стало «Морем мертвых глубин».

Историки полагают, что весь этот катаклизм происходил на глазах обитавшего здесь человека. Не эти ли события являются всемирным потопом? Ведь как известно, Ной причалил свой ковчег к Кавказской горе Арарат, которая тогда вполне могла выглядеть как остров в бушующем потоке слияния двух морей.

Новейшая история Черного моря

Сейчас природа взяла тайм-аут. Происходит лишь очень медленное поднятие гор, окружающих море — несколько сантиметров в столетие. Горы растут, но и
SNV84155
море наступает. Причем наступает быстрее, чем поднимаются горы — 20—25 сантиметров в столетие. Казалось бы немного, но древние города Тамани уже скрылись на дне морском.

Краткая история народов Черного моря

Изумрудные воды Черного моря хранят память о великих народах и великих свершениях в далекие времена по Черному морю плавали в поисках Золотого Руна легендарные аргонавты, на его берегах совершал подвиги Геракл. Свои колонии на Черноморском побережье строили эллины. Здесь устраивались знаменитые Гермесские состязания, а вина, приготовленные на местных виноградниках, славились даже в метрополиях.

Одним из самых известных правителей Понтийского царства считается Митридат VI Евпатор. В 113 году до н. э. Митридат со своими сторонниками возвращается в Понт и утверждает свою царскую власть над страной. Однако этого он сумел добиться только после безжалостной кровавой расправы с недругами из числа понтийской знати.

Свое долгое царствование Митридат VI Евпатор начал с создания сильной понтийской армии, во главе которой он намеревался совершить большие завоевания. Действительно, уже в скором времени воинственный царь Понта силой оружия подчинил себе соседнюю Колхиду, превратив ее в понтийскую сатрапию, и Малую Армению, Херсонес Таврический, которому была обеспечена защита от Скифского царства и часть скифских оседлых племен в Таврии. Были заключены союзы со свободными племенами скифов, бастарнами и фракийцами.

В начале 66 года до н. э. командование римской армией на Востоке перешло к полководцу Гнею Помпею. В том же году близ города Никополя состоялось второе в истории сражение между римлянами и войсками царя Митридата. Помпею удалось занять господствующие над полем битвы высоты, и понтийцам пришлось расположиться походным лагерем под ними. Ночью римские легионы внезапно атаковали спящих понтийцев и разгромили их, обратив царскую армию в бегство.

Итогом Третьей Митридатовой войны стало превращение Вифинии и Понта в римские провинции. Вслед за этим полководец Помпей подошел во главе многотысячной римской армии к армянской столице Артаксате и заставил царя Тиграна признать себя вассалом Рима и отказаться в его пользу от всех своих завоеваний. Гибель Митридата Евпатора привела к значительному расширению владений Древнего Рима в Малой Азии.

После греков на гостеприимных берегах Черного моря жили не только римляне, но и византийцы, генуэзцы, венецианцы. Останками архитектуры древних городов и сейчас можно полюбоваться — они хорошо сохранились. а в водах Черного моря по сей день ныряльщики находят амфоры и монеты.

ИСТОРИЯ НАЗВАНИЯ ЧЕРНОГО МОРЯ

В Древней Руси X—XVI веках в летописях встречалось название «Русское море», в некоторых источниках море носит название «Скифского».

Современное название «Чёрное море» нашло своё соответствующее отображение в большинстве языков: греч. Μαύρη θάλασσα, болг. Черно море, груз. შავი ზღვა, рум. Marea Neagră, англ. Black Sea, тур. Karadeniz, укр. Чорне море и др. Самые ранние источники, упоминающие это название, относятся к XIII веку, однако есть определённые признаки того, что оно использовалось и ранее. Существует целый ряд гипотез относительно причин возникновения такого названия:

Турки и другие завоеватели, пытавшиеся покорить население побережья моря, встречали яростный отпор со стороны черкесов, адыгов и других племён, за что и прозвали море Караден-гиз — Чёрным, негостеприимным. Но в Турции существует еще одна легенда, согласно которой в водах Чёрного моря покоится богатырский меч, который был брошен туда по просьбе умиравшего волшебника Али. Из-за этого море волнуется, пытаясь выплеснуть из своих пучин смертоносное оружие, и окрашивается в чёрный цвет.

Другой причиной, по мнению ряда исследователей, может быть тот факт, что во время штормов вода в море сильно темнеет. Впрочем, штормы в Чёрном море не слишком часты, а темнеет вода во время бурь во всех морях земли.

Ещё одна гипотеза происхождения названия основывается на том, что металлические предметы (например, якоря), опущенные в воду моря глубже 150 м на длительное время, покрывались налётом чёрного цвета благодаря действию сероводорода.

Другая гипотеза связана с принятым в ряде азиатских стран «цветовым» обозначением сторон света, где «чёрный» обозначал север, соответственно Чёрное море — северное море.

Рельеф дна Черного моря.

Черное море - глубокое; центральную часть его дна занимает илистая абиссальная (т.е. - глубинная) равнина, лежащая на двухкилометровой глубине, а склоны черноморской впадины круты. Максимальная глубина Черного моря - 2210 м.

Шельф Черного моря - пологий подводный склон, продолжение берега под водой до глубины 100-150м - у гористых берегов (Кавказ, Крым, Анатолия) - не более нескольких километров от береговой линии. Дальше - следует очень крутой (до 20-30о) континентальный склон - обрыв до глубин более 1000 метров. Исключением является мелководная Северо-Западная часть Черного моря - она вся относится к шельфовой зоне, и, фактически, не является частью черноморской впадины.

Такой рельеф дна также мало способствует интенсивному обмену водой между глубинами моря и его поверхностью, так как поверхность моря оказывается небольшой относительно его объема. Чем меньше поверхность моря при данном объеме, тем меньше кислорода на единицу объема моря попадает в море из воздуха и создается водорослями в освещенном слое воды. Поэтому - и форма впадины Черного моря не благоприятствует обогащению его глубин кислородом.

Донные осадки Черного моря: какими бы ни были берега и пляжи - песчаные, галечные, или скальные - начиная с глубины 25-50 метров, на дне Черного моря - песок или гравий. С увеличением глубины, поверхность укрывается обломками створок мидий, а еще глубже - модиол Modiolus phaseolinus, которые формируют фазеолиновый ил шельфа.

Данные геологических исследований дна Черного моря, свидетельствуют, что толщина слоя донных осадков, накопленных на абиссальной равнине за всю историю существования Черного моря - от 8 до 16 км; то есть, глубина осадков - в 4-8 раз больше глубины водной толщи Черного моря. Толщина слоя осадков в 1.5-2 раза больше в западной части Черного моря, отделенной центральным черноморским меридиональным поднятием - от Анатолии к Крыму. Толщина слоя осадков на абиссальной равнине, накопленных за последние 3000 лет истории современного Черного моря - от 20 до 80 см в разных участках дна.

Слой осадков Черного моря лежит на базальтовой плите 5-10 км толщиной, покрывающей мантию Земли. Для Черного моря характерно отсутствие непрерывного промежуточного слоя гранита между осадками и базальтовой платформой; гранитный слой обычен для континентальных морей. Элементы гранитного слоя найдены геологами только в восточной части абиссальной равнины. Такая структура дна, как в Черном море - характерна для океанов.

Основное Черноморское Течение направлено против часовой стрелки по всему периметру моря, образуя два заметных кольца ('очки Книповича', по имени одного из гидрологов, описавших эти течения). Карта Черного моря В основе этого движения вод и его направленности - лежит ускорение, придаваемое воде вращением Земли - Кориолисова сила . Однако, на такой, относительно небольшой акватории, как Черное море, направление и сила ветра имеют не меньшее значение. Поэтому - ОЧТ очень изменчиво, иногда оно становится слабо различимым на фоне течений меньшего масштаба, а иногда - скорость струи основного черноморского течения достигает 100 см/с.

В прибрежных водах Черного моря образуются вихри противоположной ОЧТ направленности - антициклонические круговороты, особенно они выражены у Кавказского и Анатолийского берегов. Местные вдольбереговые течения в поверхностном слое воды обычно определяются ветром, их направление может меняться в течение суток.

Особый вид локального течения - тягун - образуется у пологих песчаных берегов во время сильного волнения моря: набегающая на берег вода отступает обратно не равномерно, а по руслам, образуемым в песчаном дне. Попасть в струю такого течения опасно - несмотря на усилия пловца, он может быть унесен от берега; чтобы выбраться, надо плыть не прямо к берегу, а наискосок.

Средний уровень Черного моря повысился за прошедшее столетие на 12см ; это изменение маскируется сильными колебаниями уровня моря (до 20см в течение года), связанными с межгодовой изменчивостью речного стока. Недавние данные спутниковой альтиметрии показали сильное ускорение повышения уровня Черного моря: до 20см/десятилетие (вековая тенденция) в центральной части моря. Более осторожная оценка - 3-4см/десятилетие. Многие специалисты связывают это явление с таянием полярных льдов в результате глобального потепления.

Приливно-отливные колебания уровня Черного моря не превышает 10 см, так как средиземноморские приливные волны затухают проливах, а размеры самого Черного моря недостаточно велики для развития сильных приливов.

Наиболее заметные быстрые изменения уровня моря связаны с действием ветра. Сильный устойчивый ветер с берега создает сгонное течение: море уходит от берега, его уровень в данном месте понижается, иногда - до 30см за день. На смену поверхностной воде поднимается вода из глубины. При устойчивом ветре с моря, наблюдается обратное явление - ветровой нагон, повышение уровня моря у берега.