ФЭНДОМ

Dd2bf0f20098
ШАРКО, ЖАН МАРТЕН
Править

Уже после смерти Шарко, в 1899 была опубликована его книга Исцеляющая вера. В ней говорится о решающей роли веры (сегодня – внушения) в происхождении и лечении симптомов истерии. Все знаменитые «чудесные исцеления» соматических заболеваний с помощью святых, их мощей, икон и т.п. Шарко объясняет тем же механизмом, который он демонстрировал в своих экспериментах. «Целительная вера религиозная и мирская не может быть раздвоенной; это один и тот же мозговой процесс, производящий одинаковые действия», – говорил он. Твердое убеждение больного в будущее излечение является самым главным лекарством в такого рода исцелении; создание у человека такого убеждения – задача целителя. Шарко полагал, что известные религиозные целители, такие как Франциск Ассизский, Св.Тереза, сами «страдали такой же болезнью, проявления которой затем они стали исцелять», т.е. истерией.

Шарко видел истоки истерии в нарушении работы периферической нервной системы. Такого рода нарушения, по его мнению, приводят человека в особенно чувствительное к внешним воздействиям состояние, а это, как правило, влечет за собой истерию. Шарко добился возможности принимать у себя в больнице не только женщин, но и мужчин. В результате исследований подтвердились его выводы о том, что истерия – не только женская болезнь.

Наряду с научной школой Сальпетриер, главой которой был Шарко, существовала и другая школа в Нанси. Она также была создана на базе клиники, и тоже занималась изучением природы гипноза и его использованием на практике. Ученые из Нанси предложили другое понимание гипноза как общего для всех людей свойства внушаемости, но выраженного у разных людей в разной степени. Они полностью отрицали причастность периферической нервной системы к гипнозу. По мнению нансинской школы, природа гипноза психологическая, тогда как Шарко считал ее органической. Сегодня стало ясно, что в этом отношении была права школа Нанси, но нельзя недооценивать и вклад, который внес Шарко в исследования этой проблемы. Дискуссия между двумя школами создала научную базу для изучения явлений гипнотизма и внушения, они усовершенствовали технику применения гипноза и сделали его реальным и эффективным инструментом для исследования и лечения нервных болезней. Важнейшим результатом их исследований было установление теснейших связей между психологией и физиологией.

Ж.М.Шарко оказал огромное влияние на Зигмунда Фрейда. В 1885 Фрейд приехал на стажировку к Шарко в клинику Сальпетриер. Четыре месяца, которые Фрейд провел в клинике, определили направление его дальнейшей работы. Шарко считал Фрейда способным студентом и доверил ему перевод своих работ на немецкий язык. Именно в своих исследованиях по истерии Фрейд делает первые наброски по психоанализу. Позже он говорил о Ж.М.Шарко: «Ни один человек не имел на меня такого влияния... Мне случалось выходить с его лекций с таким ощущением, словно я выхожу из Нотр-Дама, полный новым представлением о совершенстве».

За время работы Шарко в больнице Сальпетриер она превратилась в большой исследовательский институт мирового значения. Учениками Шарко были такие ученые, как Рише, П.Жане, А.Бине, которые продолжили его дело.

Жан Мартенович также известен, как изобретатель душа имени себя.

Сочинения Шарко Ж.М.: Об альбуминурии. СПб, 1882; Клинические лекции по нервным болезням. Харьков, 1885; Поликлинические лекции, читанные в Сальпетриере в 1887–1888, журнал «Практическая медицина», СПб, 1889–1890; Лекции о болезнях печени, желчных путей и почек. СПб, 1879; О локализациях в болезнях мозга. СПб, 1876; в соавторстве с П.Рише) Безумие в искусстве (Les Demoniaques dans l'art, 1887) и Уродства и болезни в искусстве (Les Difformes et les Malades dans l'art, 1889).